Автономия университетов: необходимое условие развития российского высшего образования в условиях цифровизации

Авторы

  • Илья Александрович Васильев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-3381-5359
  • Нелли Ивановна Дивеева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0001-7275-3915
  • Екатерина Александровна Дмитрикова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-0106-4917
  • Анастасия Александровна Кашаева Российская Федерация, 393955, Тамбовская обл., Моршанск, ул. Заводская, 28 https://orcid.org/0000-0002-2155-004X
  • Наталья Александровна Шевелева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu14.2020.404

Аннотация

Автономия как фундаментальная гарантия осуществления образовательной деятельности сопровождала процесс становления первых университетов, впоследствии приобретая региональную специфику. Система образования в России объективно оперирует иной конструкцией взаимосвязи субъектов и механизмами осуществления образовательными организациями своей деятельности, чем в эпоху первых университетов.В статье авторы выделяют и предлагают рассмотреть ключевые узлы правового статуса университетов: организационно-правовую форму как правовую оболочку, вещные права на имущество, способы финансирования, налоговые преференции, формы осуществления контроля деятельности. Исследование перечисленных особенностей имеет значение для ответов на вопросы о том, приводят ли они к появлению новой модели правового регулирования университетов и возникает ли корреляция с университетской автономией. Оба ответа, как показано в статье, отрицательные. Решение не должно приходить только сверху, хотя и государственному признанию самостоятельности университетов следует выразиться в расширении их полномочий в имущественной и финансовой сферах. Важно, чтобы образовательные организации сами осознали ценность автономии, начиная с формулирования собственной миссии, которая представлена формально и несодержательно в уставах российских университетов. Авторы статьи видят миссию таких организаций в их способности к принятию самостоятельных решений и ответственности за эти решения. Участие публичного субъекта в функционировании университетов сегодня представляется избыточным: целеполагание, государственное задание, государственный контроль не должны подавлять автономию образовательных организаций. Соломоновым решением может стать использование различных общественных ресурсов: наблюдательных и попечительских советов, студенческого самоуправления, внутреннего финансового аудита и др. Наконец, текущие и далеко не последние вызовы системе образования (цифровизация, пандемия) переносят область ответственности на сами университеты, которым придется принимать оперативные решения, опираясь на собственное видение текущей ситуации. Для этого образовательным организациям необходимо понимать степень своей автономии.

Ключевые слова:

автономия университетов, миссия университетов, правовой статус университетов, имущество университетов, финансирование университетов, налоговые преференции университетов, контрольно-надзорная деятельность, общественные институты

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Библиография

Белов, Сергей A., Юлия В. Линская, Николай М. Кропачев. 2020. «Единство системы государственных вузов в современной России». Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент 19 (2): 151–163. https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2020.201.

Беспалов, Андрей И. 2012. Автономия университета: классический подход к управлению инновациями. Ценности и смыслы 2 (18): 71–76.

Божечкова, Александра В., Александр Ю. Кнобель, Татьяна Л. Клячко, Иван А. Любимов, Диана Г. Миракян. 2020. Эффективность расходов на образование, человеческий капитал, сложность экономики и экономическое развитие регионов России. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.

Васильев, Илья А., Наталья А. Шевелева. 2019. «Система распределенного бюджетного финансирования подготовки кадров в национальных проектах, относящихся к сфере образования». Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Право 4 (39): 28–44.

Дмитрикова, Екатерина А. 2018. «Практика изъятия неиспользуемого недвижимого имущества, закрепленного за учреждением (университетом)». Ленинградский юридический журнал 4: 186–197.

Захаров, Владимир В. 2013. «Основные этапы эволюции правового статуса университета в России(историко-юридический очерк)». Учебные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета 64 (1): 5–23.

Клячко, Татьяна Л. 2013. Образование в России: основные проблемы и возможности решения. М.: Издательский дом «Дело» РАНГХиГС.

Козырин, Александр Н. 2017. «Понятие образовательной организации по законодательству Российской Федерации». Публично-правовые исследования (электронный журнал) 1: 61–85.

Кропачев, Николай М., Абдулла Х. Даудов, Игорь Л. Тихонов, Евгений А. Ростовцев. 2019. «Первый университет Российской империи». Вестник Санкт-Петербургского университета. История 1: 5–23. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2019.101.

Мошкова, Дарья М. 2017. «Финансовый контроль за расходованием денежных средств организациями образования и науки». Актуальные проблемы российского права 1 (74): 100–108.

Назайкинская, Ольга. 2020. Между автономией и биоэтикой. Как университеты принимают решения в условиях пандемии. Дата обращения 1 мая, 2020. https://www.vtimes.io/2020/10/22/mezhdu-avtonomiei-i-bioetikoi-a1112.

Скрипник, Константин Д. 2015. «Великая Хартия университетов и исторические основания ее принципов». Известия УФУ. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры 1: 50–60.

Смирнова, Ирина В. 2006. «Миссия вуза: набор лозунгов или смысл существования?» Ученые записки Санкт-Петербургского имени И. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии 4 (60): 118–121.

Шевелева, Наталья А. 2018. «Бюджетно-правовой статус российских государственных университетов: пределы самостоятельности в распоряжении денежными средствами». Журнал российского права 12: 72–87.

Янкевич, Семен В., Надежда В. Княгинина. 2018. «Финансово-правовые аспекты автономии школы: влияет ли учредитель на содержание образования?» СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения 1 мая, 2020. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=114727024404125907142626.

Pruvot, Enora B., Thomas Estermann. 2017. University Autonomy in Europe III. The Scorecard 2017. Brussels: European University Association. Дата обращения 1 мая, 2020. https://eua.eu/downloads/publications/university%20autonomy%20in%20europe%20iii%20the%20scorecard%202017.pdf.

References

Belov, Sergei A., Yulia V. Linskaya, Nikolay M. Kropachev. 2020. “Unity of the system of state universities in today’s Russia”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment 19 (2): 151–163. https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2020.201. (In Russian)

Bespalov, Andrei I. 2012. “The autonomy of the University: the classical approach to innovation management”. Tsennosti i smysly 2 (18): 71–76. (In Russian)

Bozhechkova, Alexandra V., Alexander Y. Knobel, Tatiana L. Klyachko, Ivan A. Lyubimov, Diana G. Mirakyan. 2020. Efficiency of spending on education, human capital, economic complexity and economic development of Russian regions. Moscow, Izd. dom “Delo” RANGKhiGS Publ. (In Russian)

Dmitrikova, Ekaterina A. 2018. “The practice of seizing unused real estate, assigned to a budgetary institution(university)”. Leningradskii iuridicheskii zhurnal 4: 186–197. (In Russian)

Iankevich, Semen V., Nadezhda V. Kniaginina. 2018. “Financial Law Aspects of School Autonomy: Does the Founder Influence the Content of Education?” SPS “Konsul’tantPlius”. Accessed May 1, 2020. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=114727 024404125907142626. (In Russian)

Kliachko, Tat’iana L. 2013. Education in Russia: main problems and possible solutions. Moscow, Izd. dom “Delo” RANGKhiGS Publ. (In Russian)

Kozyrin, Aleksandr N. 2017. “The concept of an educational organization under the legislation of the Russian Federation”. Publichno-pravovye issledovaniia (elektronnyi zhurnal) 1: 61–85. (In Russian)

Kropachev, Nikolai M., Abdulla Kh. Daudov, Igor’ L. Tikhonov, Evgenii A. Rostovtsev. 2019. “The First University of the Russian Empire”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriia 1: 5–23. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2019.101. (In Russian)

Moshkova, Dar’ia M. 2017. “Financial control over the expenditure of funds by educational and scientific organizations”. Aktual’nye problemy rossiiskogo prava 1 (74): 100–108. (In Russian)

Nazaikinskaia, Ol’ga. 2020. Between autonomy and bioethics. How universities take decisions in conditions of pandemic. Accessed May 1, 2020. https://www.vtimes.io/2020/10/22/mezhdu-avtonomiei-i-bioetikoia1112.(In Russian)

Pruvot, Enora B., Thomas Estermann. 2017. University Autonomy in Europe III. The Scorecard 2017. Accessed May 1, 2020. https://eua.eu/downloads/publications/university%20autonomy%20in%20europe%20iii%20the%20scorecard%202017.pdf.

Sheveleva, Natal’ia A. 2018. “Budgetary and legal status of Russian state Universities: limits of independence in the use of funds”. Zhurnal rossiiskogo prava 12: 72–87. (In Russian)

Skripnik, Konstantin D. 2015. “The great Charter of universities and historical grounds and principles”. Izvestiia UFU. Ser. 1. Problemy obrazovaniia, nauki i kul’tury 1: 50–60. (In Russian)

Smirnova, Irina V. 2006. “The mission of the University: a set of slogans or raison of the existence?” Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni I. B. Bobkova filiala Rossiiskoi tamozhennoi akademii 4 (60): 118–121. (In Russian)

Vasil’ev, Il’ia A., Natal’ia A. Sheveleva. 2019. “System of distributed budget financing of personnel training in national projects related to education”. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pravo 4 (39): 28–44. (In Russian)

Zakharov, Vladimir V. 2013. “The main stages of the evolution of the legal status of the University in Russia(historical and legal essay)”. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta 64 (1): 5–23. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

18.01.2021

Как цитировать

Васильев, И. А., Дивеева, Н. И., Дмитрикова, Е. А., Кашаева, А. А., & Шевелева, Н. А. (2021). Автономия университетов: необходимое условие развития российского высшего образования в условиях цифровизации. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 11(4), 877–902. https://doi.org/10.21638/spbu14.2020.404

Выпуск

Раздел

Публичное и частное право: прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>