Бюджетное финансирование подготовки кадров для процесса цифровизации экономики

Авторы

  • Илья Александрович Васильев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-3381-5359
  • Нелли Ивановна Дивеева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Екатерина Александровна Дмитрикова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-0106-4917
  • Сергей Михайлович Оленников Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Наталья Александровна Шевелева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu14.2019.403

Аннотация

Статья посвящена исследованию механизма субсидирования мероприятий, предусмотренных национальными проектами «Цифровая экономика» и «Образование». Действующее бюджетное законодательство допускает возможность субсидирования юридических лиц, участвующих в реализации национальных проектов, в различных формах в зависимости от организационно-правовой формы получателя субсидии. Достижение целей национальных проектов, направленных на создание новых информационных продуктов, требует подбора адекватных бюджетно-правовых инструментов. Подготовка кадров для трансформирующейся экономики — важнейшая составляющая содержания национальных проектов. В статье высказывается мысль о том, что при сохранении действующей системы финансирования образовательных организаций едва ли имеются основания ожидать быстрого появления специалистов, готовых к работе в условиях цифровой экономики. Грантовые способы субсидирования в некоторых ситуациях могут оказаться наиболее приемлемыми для финансирования мероприятий национальных проектов. Авторы исследовали виды субсидий, предусмотренных ст. 78 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ, и варианты грантов с точки зрения их использования в интересах подготовки кадров для обеспечения процессов цифровизации экономики России. В результате сделаны следующие основные выводы. Во-первых, субсидирование не в состоянии обеспечить продвижение к цифровой экономике. Во-вторых, у контрольных и судебных органов возникают затруднения в процессе оценки доказательств соблюдения/несоблюдения условий; при финансировании мероприятий национальных проектов сложившаяся ситуация не способствует ускоренному развитию в сфере подготовки кадров для цифровой экономики. В-третьих, для грантовой формы финансирования мероприятий национальных проектов должен быть создан адекватный контрольный механизм, построенный на оценке результативности.

Ключевые слова:

национальные проекты, главный распорядитель бюджетных средств, субсидии коммерческим организациям, субсидии на выполнение государственного задания, субсидии на иные цели, гранты в форме субсидий, венчурный фонд

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Библиография

Белявский, Олег В. 2019. «Правовой режим гранта как инструмента государственного финансирования фундаментальных научных исследований в Российской Федерации». Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Институт государства и права Российской академии наук.

Ильин, Антон В. 2014. Правовые основы расходов бюджета. М.: Статут.

Курбатова, Светлана С. 2016. «Проблемы соотношения механизмов государственных (муниципальных) закупок и субсидирования». Информационно-аналитический журнал «Арбитражные споры» 3: 121–131.

Кустова, Маргарита В. 2013. «Проблемы правового регулирования субсидий как инструмента финансового обеспечения публично-частного партнерства». Закон 3: 119–125.

Кустова, Маргарита В., Шевелева, Наталья А. 2019. «Коммерческая организация-получатель бюджетной субсидии может защищать свое имущественное право на получение денежных средств. Комментарий к определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 06.12.2018 № 305-ЭС18-13693». Вестник экономического правосудия РФ 4: 4–9.

Шевелева, Наталья А. 2018. «Бюджетно-правовой статус российских государственных университетов: пределы самостоятельности в распоряжении денежными средствами». Журнал российского права 12: 72–87.

References

Beliavskii, Oleg V. 2019. “The Legal regime of the grant as an instrument of state financing of fundamental scientific research in the Russian Federation”. PhD thesis abstract. Institut gosudarstva i prava Rossiiskoi akademii nauk. (In Russian)

Il’in, Anton V. 2014. Legal basis of budget expenditures. Moscow, Statut Publ. (In Russian)

Kurbatova, Svetlana S. 2016. “Problems of correlation of mechanisms of state (municipal) procurements and subsidies”. Informacionno-analiticheskij zhurnal “Arbitrazhnye spory” 3: 121–131. (In Russian)

Kustova, Margarita V. 2013. “Problems of legal regulation of subsidies as an instrument of financial support for public-private partnerships”. Zakon 3: 119–125. (In Russian)

Kustova, Margarita V., Sheveleva, Natalya A. 2019. “A commercial organization receiving a budget subsidy can protect its property right to receive cash. Commentary on the determination of the Judicial Board on Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation dated December 6, 2018, No. 305-ES18-13693”. Vestnik ekonomicheskogo pravosudiia RF 4: 4–9. (In Russian)

Sheveleva, Natalya A. 2018. “The fiscal status of Russian state universities: the limits of independence at the disposal of funds”. Zhurnal rossiiskogo prava 12: 72–87. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

03.12.2019

Как цитировать

Васильев, И. А., Дивеева, Н. И., Дмитрикова, Е. А., Оленников, С. М., & Шевелева, Н. А. (2019). Бюджетное финансирование подготовки кадров для процесса цифровизации экономики. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 10(4), 655–672. https://doi.org/10.21638/spbu14.2019.403

Выпуск

Раздел

Публичное и Частное право

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>