Риск-ориентированный подход при организации контроля (надзора) в образовании

Авторы

  • Николай Михайлович Кропачев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-2976-4026
  • Екатерина Александровна Дмитрикова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Марина Юрьевна Лаврикова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Александр Александрович Соловьев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-6202-2163

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu14.2023.202

Аннотация

В статье анализируются изменения в нормативно-правовом регулировании и реализации государственного контроля (надзора) в сфере образования, связанные с переходом к применению риск-ориентированного подхода. Авторы исходят из того, что контрольно-надзорная деятельность осуществляется в том числе посредством профилактики нарушений, поэтому в рамках профилактических мероприятий необходима оценка факторов и условий, создающих риск нарушений обязательных требований. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» встраивает аккредитационный мониторинг в систему государственного контроля (надзора) в сфере образования. Опираясь на указанную особенность государственной регламентации образовательной деятельности, авторы отмечают потенциал применения риск-ориентированного подхода в сфере образования и приходят к выводу о том, что не только содержание обязательного требования должно быть направлено на устранение риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, но и показатели мониторингов, требования, адресованные образовательным организациям в целях обеспечения мониторинга системы образования, должны быть сформулированы с применением риск-ориентированного подхода. В качестве самостоятельной проблемы обозначена соразмерность мер, применяемых к контролируемым лицам, с учетом рисков причинения вреда охраняемым ценностям в сфере образования; обоснован вывод о том, что риск-ориентированный подход позволяет снизить административную нагрузку на образовательные организации. По мнению авторов, содержание обязательного требования должно быть направлено на устранение риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере образования. В связи с этим отмечена значимость экспертной оценки обязательных требований, приведены результаты работы экспертов.

Ключевые слова:

риск-ориентированный подход, контроль, контрольно-надзорная деятельность, профилактика нарушений, образование, обязательные требования в сфере образования

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Библиография

Дмитрикова, Екатерина А., Николай М. Кропачев. 2020. Новая структура нормативного регулирования в сфере образования: сб. экспертных заключений. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та.

Кропачев, Николай М. 2023. Научно-практический комментарий к Закону об образовании в Российской Федерации. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та.

References

Dmitrikova, Ekaterina A., Nikolai M. Kropachev. 2020. The new structure of regulatory regulation in the field of education: A collection of expert opinions. St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian)

Kropachev, Nikolai M. 2023. Scientific and practical commentary on the Law on Education in the Russian Federation. St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

11.05.2023

Как цитировать

Кропачев, Н. М., Дмитрикова, Е. А., Лаврикова, М. Ю., & Соловьев, А. А. (2023). Риск-ориентированный подход при организации контроля (надзора) в образовании. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 14(2), 307–317. https://doi.org/10.21638/spbu14.2023.202

Выпуск

Раздел

Публичное и частное право: прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>