Риск-ориентированный подход при организации контроля (надзора) в образовании
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu14.2023.202Аннотация
В статье анализируются изменения в нормативно-правовом регулировании и реализации государственного контроля (надзора) в сфере образования, связанные с переходом к применению риск-ориентированного подхода. Авторы исходят из того, что контрольно-надзорная деятельность осуществляется в том числе посредством профилактики нарушений, поэтому в рамках профилактических мероприятий необходима оценка факторов и условий, создающих риск нарушений обязательных требований. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» встраивает аккредитационный мониторинг в систему государственного контроля (надзора) в сфере образования. Опираясь на указанную особенность государственной регламентации образовательной деятельности, авторы отмечают потенциал применения риск-ориентированного подхода в сфере образования и приходят к выводу о том, что не только содержание обязательного требования должно быть направлено на устранение риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, но и показатели мониторингов, требования, адресованные образовательным организациям в целях обеспечения мониторинга системы образования, должны быть сформулированы с применением риск-ориентированного подхода. В качестве самостоятельной проблемы обозначена соразмерность мер, применяемых к контролируемым лицам, с учетом рисков причинения вреда охраняемым ценностям в сфере образования; обоснован вывод о том, что риск-ориентированный подход позволяет снизить административную нагрузку на образовательные организации. По мнению авторов, содержание обязательного требования должно быть направлено на устранение риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере образования. В связи с этим отмечена значимость экспертной оценки обязательных требований, приведены результаты работы экспертов.
Ключевые слова:
риск-ориентированный подход, контроль, контрольно-надзорная деятельность, профилактика нарушений, образование, обязательные требования в сфере образования
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Право» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.