Организационно-правовые механизмы повышения эффективности государственных расходов на образование и науку

Авторы

  • Александр Александрович Соловьев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-6202-2163
  • Вячеслав Валерьевич Суязов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0001-8671-2751

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu14.2021.406

Аннотация

В статье представлена концепция единства системы государственных образовательных и научных организаций Российской Федерации. В настоящее время на федеральном уровне утверждены программы стратегического планирования (например, проект «Приоритет-2030»), направленные на развитие отечественных систем науки и образования, в частности на повышение их конкурентоспособности на международной арене. Особую роль в этом вопросе играют конкретные меры в отношении государственных организаций, не в последнюю очередь — в отношении использования государственного имущества, закрепленного за соответствующими организациями. Авторы обосновывают возможность применения на практике отдельных инструментов, способных значительно повысить эффективность использования государственных ресурсов в сферах науки и образования как с помощью административных мер, так и с помощью развития горизонтальных связей между самими государственными организациями. Анализируются положения вступающего в силу с 01.01.2022 Федерального закона от 22.12.2020 № 456-ФЗ «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации», которым вносятся изменения в порядок передачи прав на использование интеллектуальной собственности от разработчиков к публичному субъекту. Авторы обращают внимание, что данная реформа носит противоречивый характер и недостаточно отражает интересы публичного субъекта при создании интеллектуального продукта за счет бюджетных средств, а также предлагают отдельные меры для решения поставленной задачи.

Ключевые слова:

право на образование, система высшего образования Российской Федерации, сфера науки и образования, эффективность бюджетных расходов, экономика науки и образования, интеллектуальные права государства, осударственные вузы России, цифровая образовательная среда, академические рейтинги

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Библиография

Белов, Сергей А., Николай М. Кропачев, Александр А. Соловьев. 2017. «Разработка концепции и нормативно-правовое обеспечение государственной языковой политики Российской Федерации». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 8 (1): 42–61.

Белов Сергей А., Юлия В. Линская, Николай М. Кропачев. 2020. «Единство системы государственных вузов в современной России». Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент 19 (2): 151–163.

Васильев, Илья А., Нелли И. Дивеева, Екатерина А. Дмитрикова, Анастасия А. Кашаева, Наталья А. Шевелева. 2020. «Автономия университетов: необходимое условие развития российского высшего образования в условиях цифровизации». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 1 (4): 877–902.

Грудцына Людмила Ю., Сергей В. Молчанов. 2018. «Реализация прав субъектов образовательного процесса в современной России». Образование и право 2: 59–66.

Дмитрикова, Екатерина А. 2018. «Практика изъятия неиспользуемого недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением (университетом)». Ленинградский юридический журнал 4: 186–197.

Кожевина, Марина А. 2017. «Образовательное право в системе современного российского права». Научный вестник Омской академии МВД России 3: 36–39.

Шевелева, Наталья А., Илья А. Васильев. 2020. «Корпорации вузов как модераторы цифровизации программ высшего образования». Ежегодник российского образовательного законодательства 15 (20): 53–67.

References

Belov, Sergei A., Nikolay M. Kropachev, Aleksandr A. Soloviov. 2017. “Working out a concept and the normative legal provision of the state language policy in the Russian Federation”. Vestnik of Saint Petersburg University. Law 8 (1): 42–61. https://doi.org/10.21638/11701/spbu14.2017.103. (In Russian)

Belov, Sergei A., Yulia V. Linskaya, Nikolay M. Kropachev. 2020. “Unity of the system of state universities in today’s Russia”. Vestnik of Saint Petersburg University. Management 19 (2): 151–163. https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2020.201. (In Russian)

Dmitrikova Ekaterina A. 2018. “The practice of withdrawing unused real estate assigned to a budget institution (university)”. Leningradskii iuridicheskii zhurnal 4: 186–197. (In Russian)

Grudtsyna, Liudmila Yu., Sergey V. Molchanov. 2018. “Realization of the rights of subjects of the educational process in modern Russia”. Obrazovanie i pravo 2: 55–66. (In Russian)

Kozhevina, Marina A. 2017. “Educational law in the system of modern Russian law”. Nauchnyi vestnik Omskoi akademii MVD Rossii 3: 36–39. (In Russian)

Sheveleva Natalia A., Ilya A. Vasiliev. 2020. “University corporations as moderators of digitalization of higher education programs”. Ezhegodnik rossiiskogo obrazovatel’nogo zakonodatel’stva 15 (20): 53–67.(In Russian)

Vasilyev, Ilia A., Nelli I. Diveeva, Ekaterina A. Dmitrikova, Anastasia A. Kashaeva, Natalya A. Sheveleva. 2020. “University autonomy: A prerequisite for the development of Russian higher education in the context of digitalization”. Vestnik of Saint Petersburg University. Law 4: 877–902. https://doi.org/10.21638/spbu14.2020.404. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

10.02.2022

Как цитировать

Соловьев, А. А., & Суязов, В. В. (2022). Организационно-правовые механизмы повышения эффективности государственных расходов на образование и науку. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 12(4), 907–920. https://doi.org/10.21638/spbu14.2021.406

Выпуск

Раздел

Публичное и частное право: прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)