Юридическая природа онлайн-курсов и правовые проблемы их использования в образовательной деятельности университетов

Авторы

  • Александр Леонович Хуршудян Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-2901-4441
  • Александр Александрович Соловьев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-6202-2163

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu14.2020.405

Аннотация

В статье исследуется проблематика применения вузами онлайн-курсов при осуществлении образовательной деятельности. В настоящее время использование онлайн-курсов при реализации программ высшего образования сопряжено с рядом правовых проблем, касающихся как неопределенности в понимании юридической природы онлайн-курсов и характера услуг, которые получают слушатели онлайн-курсов, так и вопросов, связанных с практическими сложностями при разработке, производстве и сопровождении онлайн-курсов, зачетом результатов их освоения в рамках обучения по основной образовательной программе. Разрешение указанных правовых проблем требует сопоставления понятий «дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение», «онлайн-курс», анализа порядка зачета результатов освоения онлайн-курсов, возможности использования таких результатов в рамках обучения, рассмотрения вопроса о характере получаемых слушателем услуг при освоении онлайн-курсов с позиций определения таких услуг как образовательных либо информационных, изучения подходов к проведению аттестации по результатам освоения онлайн-курсов, включая вопросы идентификации слушателя и подтверждения его личности при прохождении аттестации. Кроме того, проблематика внедрения онлайн-курсов затрагивает анализ проблем организации деятельности вузов при их использовании в учебном процессе, включая как отношения с разработчиками онлайн-курсов сторонних организаций, так и регламентацию процесса взаимодействия с научно-педагогическими работниками, участвующими в разработке, производстве и сопровождении собственных онлайн-курсов организации (проблемы определения и расчета объема учебной нагрузки преподавателей, задействованных при разработке, производстве и сопровождении онлайн-курса, использования изображения работника, принявшего участие в производстве онлайн-курса в качестве исполнителя подготовленного им или другим лицом авторского продукта, и т. д.).

Ключевые слова:

дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, онлайн-курс, образовательные услуги, информационные услуги, аттестация, ачет результатов обучения, научно-педагогические работники

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Библиография

Васильев, Илья А. 2017. «Сетевая реализация образовательных программ партнерствами Европейского института инноваций и технологий». Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Юридические науки 4 (28): 81–95.

Васильев, Илья А., Марина Ю. Лаврикова, Наталья А. Шевелева. 2016. «Практика использования в Российской Федерации сетевой формы реализации образовательных программ». Экономика,педагогика и право 4: 2–5.

Гунибский, Магомед Ш. 2014. «Инновационные и интерактивные методы в процессе правового воспитания». Юридический мир 4: 40–44.

Конанчук, Денис С., Андрей Е. Волков. 2014. «Эпоха “Гринфилда” в образовании». Ректор ВУЗа 2: 48–59.

Шевелева, Наталья А. 2016. «Электронные курсы — новый инструмент образовательных технологий (правовые проблемы использования)». Петербургский юрист 3: 180–187.

Шевелева, Наталья А. 2017. «Проблемы правового регулирования использования онлайн-курсов в образовательном процессе (в реализации основных образовательных программ)». Ежегодник российского образовательного законодательства 12: 60–77.

Шевелева, Наталья А., Нелли И. Дивеева, Александр В. Бабич, Илья А. Васильев. 2017. «Нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий». Экономика, педагогика и право 3: 4–7.

References

Gunibski, Magomed Sh. 2014. “Innovative and interactive methods in the process of legal education”. РIuridicheskii mirР 4: 40–44. (In Russian)

Konanchuk, Denis S., Andrei E. Volkov. 2014. “Greenfield era in education”. РRektor VUZaР 2: 48–59. (In Russian)

Sheveleva, Natalia A. 2016. “E-courses — a new tool of educational technologies (legal problems of application)”. РPeterburgskii iuristР 3: 180–187. (In Russian)

Sheveleva, Natalia A. 2017. “Problems of legal regulation of the online courses application in the educational process (in the implementation of main educational programs)”. РEzhegodnik rossiiskogo obrazovatelnogo zakonodatelstvaР 12: 60–77. (In Russian)

Sheveleva, Natalia A., Nelli I. Diveeva, Aleksandr V. Babich, Ilia A. Vasiliev. 2017. “Regulation of relations arising from the implementation of educational programs using distance learning technologies”. РEkonomika, pedagogika i pravoР 3: 4–7. (In Russian)

Vasiliev, Ilia A. 2017. “Network implementation of educational programs by partnerships of the European Institute of Innovation and Technology”. РVestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo instituta. Ser. Iuridicheskiie naukiР 4 (28): 81–95. (In Russian)

Vasiliev, Ilia A., Marina Iu. Lavrikova, Natalia A. Sheveleva. 2016. “The practice of using the network form of educational programs in the Russian Federation”. РEkonomika, pedagogika i pravoР 4: 2–5. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

18.01.2021

Как цитировать

Хуршудян, А. Л., & Соловьев, А. А. (2021). Юридическая природа онлайн-курсов и правовые проблемы их использования в образовательной деятельности университетов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 11(4), 903–918. https://doi.org/10.21638/spbu14.2020.405

Выпуск

Раздел

Публичное и частное право: прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)