Поиск оптимальной модели контрольно-надзорной деятельности: опыт России и Китая
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu14.2023.314Аннотация
Одним из аспектов обеспечения публичного интереса является определение порядка организации и осуществления деятельности государства, цель которой заключается в минимизации риска причинения охраняемым законом ценностям вреда, вызванного нарушениями обязательных требований. Достижение обозначенной цели во многом зависит от модели контрольно-надзорной деятельности, которая будет создана и реализована государством. Оптимальная модель контрольно-надзорной деятельности видится как сбалансированная и основанная на конституционных принципах. Авторы статьи рассматривают опыт России и Китая в создании современной модели контрольно-надзорной деятельности и предлагают рассмотреть подходы к их поиску, которые позволили бы не только достичь цели контроля (надзора), но и обеспечить при этом соблюдение баланса интересов государства, общества, отдельных частных лиц. Анализируя с учетом экономических и политических процессов законодательства двух государств, авторы приходят к выводу о том, что такой поиск не завершен в обоих государствах. При этом прослеживается единый подход: в России и Китае в контексте административной реформы законодатель стремится к формированию модели, которая обеспечила бы баланс интересов. В связи с этим авторы обращаются к конституционным принципам осуществления контроля и надзора государством как деятельности, касающейся вмешательства в свободу частного лица. Обнаружено различие в подходах к вопросу реформирования контрольно-надзорной деятельности с точки зрения как динамики изменений, так и системности подходов. Применительно к российскому опыту развитие российского законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности позволило выявить характеристики изменений и соотношение контрольно-надзорной деятельности в системе с другими видами административной деятельности. Обнаруживается продолжающийся поиск китайским руководством системы правового регулирования контроля и надзора в условиях некодицифированности законодательства, многочисленности подзаконного регулирования, также встречающейся несогласованности и неопределенности правовых норм.
Ключевые слова:
контроль, надзор, контрольно-надзорная деятельность, административная реформа, право Китайской Народной Республики, административное право Китайской Народной Республики, Китай, государственный контроль, баланс интересов, конституционные принципы
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Право» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.