Право на доступ к высшему образованию: административно-правовой аспект

Авторы

  • Александр Вячеславович Бабич Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-9939-4067
  • Юлия Владимировна Линская Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Николай Михайлович Кропачев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-2976-4026

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu14.2021.401

Аннотация

В статье приведен анализ действующего нормативно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в связи с реализацией гражданами права на образование в рамках процедур приема на основные образовательные программы высшего образования. Авторы статьи полагают, что действующее подзаконное регулирование не отвечает требованиям международно-правовых актов, гарантирующих гражданам доступность высшего образования на основании способностей, а также основополагающим конституционным принципам правового регулирования, требующим от законодателя правовой определенности, а именно: участники правоотношений должны иметь возможность предвидеть последствия своих действий. Нормативное обеспечение порядка реализации права на образование, по мнению авторов, в настоящее время не позволяет гражданам не только предвидеть последствия совершаемых ими действий, но и реализовать имеющиеся у них права. Авторы обосновывают административно-правовой характер правоотношений, возникающих между образовательными организациями и гражданами в рамках процедур приема на обучение. В рамках произведенного анализа приводится практика реализации соответствующих положений подзаконных актов, регламентирующих процедуры приема, на примере отдельных образовательных организаций высшего образования, а также предлагаются пути совершенствования нормативно-правового регулирования приема на обучение. Авторы статьи полагают, что ключевой задачей законодателя является обеспечение реализации гражданами права на образование, а следовательно, исключение необоснованных ограничений данного права, выражающихся в установлении предельного количества организаций, в которые может быть подано заявление о приеме, а также норм, способствующих введению граждан в заблуждение, в том числе в части установления образовательными организациями высшего образования минимальных баллов, подтверждающих успешное прохождение вступительных испытаний (допуск к конкурсу).

Ключевые слова:

высшее образование, порядок приема, образовательные организации, правовая определенность, доступность образования, образовательное право, минимальные баллы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Библиография

Александров, Николай Г. 1961. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М.: Госюриздат.

Голунский, Сергей А., Строгович, Михаил С. 1940. Теория государства и права. М: Юриздат.

Дорохова, Галина А. 1985. Законодательство о народном образовании. М.: Наука.

Кванина, Валентина В. 2005. Гражданско-правовое регулирование правоотношений в сфере высшего профессионального образования. М.: Готика.

Красавчиков, Октябрь А. 2005. Категории науки гражданского права. Избранные труды: в 2 т. Т. 2. М.: Статут.

Куров, Сергей В. 2003. «Образовательное право как комплексное правовое образование». Право и образование 3: 95–110.

Лукашева, Елена А. (ред.) 2009. Права человека. М.: Норма.

Нерсесянц, Владик С. (ред.) 2014. Проблемы общей теории государства и права. М.: Норма.

Суханов, Евгений А. 2003. «Осторожно: гражданско-правовые конструкции». Законодательство 9: 60–65.

Сырых, Владимир М. 2002. Введение в теорию образовательного права. М.: Готика.

Сырых, Владимир М. 2010. «Образовательные услуги и образовательные правоотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержание». Журнал российского права 4: 69–79.

Фарбер, Исаак Е. 1974. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов: Издательство Саратовского университета.

Чечот, Дмитрий М. 2005. Избранные труды по гражданскому процессу. СПб.: Издательский Дом С.-Петербур. гос. ун-та, Издательство Юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та.

Шкатулла, Владимир И. 2001. Образовательное право. М.: Норма, ИНФРА-М.

Ямпольская, Цицелия А. 1959 «О субъективных правах советских граждан и их гарантиях». Вопросы советского государственного права, 145–226. М.: Изд-во АН СССР.

References

Aleksandrov, Nikolai G. 1961. Law and the rule of law during the unfolding construction of communism. Moscow, Gosiurizdat Publ. (In Russian)

Chechot, Dmitrii M. 2005. Selected works on civil procedure. St. Petersburg, St. Petersburg University Press.(In Russian)

Dorokhova, Galina A. 1985. Public education legislation. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Farber, Isaak E. 1974. Freedom and human rights in the Soviet state. Saratov, Saratovskii universitet Publ. (In Russian)

Golunskii, Sergei A., Mikhail S. Strogovich. 1940. Theory of state and law. Moscow, Iurizdat Publ. (In Russian)

Iampol’skaia, Tsitseliia A. 1959 “On subjective rights of soviet citizens and their guarantees”. Voprosy sovetskogo gosudarstvennogo prava, 145–226. Moscow, Izd-vo AN SSSR Publ. (In Russian)

Krasavchikov, Oktiabr’ A. 2005. Categories of science of civil law. Selected works: in 2 vols, vol. 2. Moscow, Statut Publ. (In Russian)

Kurov, Sergei V. 2003. “Educational law as a comprehensive formation”. Pravo i obrazovanie 3: 95–110. (In Russian)

Kvanina, Valentina V. 2005. Civil law regulation of legal relations in the sphere of higher professional education. Moscow, Gotika Publ. (In Russian)

Lukasheva, Elena A., ed. 2009. Civil rights. Moscow, Norma Publ. (In Russian)

Nersesiants, Vladik S., ed. 2014. Problems of the general theory of state and law. Moscow, Norma Publ. (In Russian)

Shkatulla, Vladimir I. 2001. Educational law. Moscow, Norma, INFRA-M Publ. (In Russian)

Sukhanov, Evgenii A. 2003. “Cautious: Civil law constructions”. Zakonodatel’stvo 9: 60–65. (In Russian)

Syrykh, Vladimir M. 2002. Introduction to the theory of education law. Moscow, Gotika Publ. (In Russian)

Syrykh, Vladimir M. 2010. “Educational services and educational legal arrangements: Contentious views and actual substance”. Zhurnal rossiiskogo prava 4: 69–79. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

10.02.2022

Как цитировать

Бабич, А. В., Линская, Ю. В., & Кропачев, Н. М. (2022). Право на доступ к высшему образованию: административно-правовой аспект. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 12(4), 825–835. https://doi.org/10.21638/spbu14.2021.401

Выпуск

Раздел

Публичное и частное право: прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)