Комплаенс как правовой инструмент минимизации рисков и профилактики правонарушений

Авторы

  • Владимир Федорович Попондопуло Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Дмитрий Анатольевич Петров Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-4096-8932

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu14.2020.107

Аннотация

В статье рассматриваются понятие и юридическое значение комплаенса как системы мер, предпринимаемых субъектами предпринимательской деятельности и направленных на учет предпринимательских рисков и предупреждение возможных правонарушений. Результат предпринимательской деятельности не может быть гарантирован, поскольку зависит от множества внешних и внутренних факторов, объективных и субъективных причин, что предопределяет дискуссию о предпринимательском риске, его пределах и механизмах минимизации. Предлагается авторское определение комплаенса как системы управления рисками несоответствия между осуществляемой хозяйствующим субъектом деятельностью, с одной стороны, и нормами права, а также всеми иными значимыми для осуществления предпринимательской деятельности факторами — с другой. Внедрение системы комплаенса в деятельность хозяйствующего субъекта должно рассматриваться в качестве естественной потребности в рамках свободы предпринимательской деятельности, а сам комплаенс — как инструмент самоконтроля предпринимателя. Комплаенс не следует отождествлять с инструментами административного контроля. Принцип добровольности комплаенса диктует добровольность внедрения системы комплаенса, а обязательность применения комплаенс-процедур должна основываться на риск-ориентированном подходе как особом методе организации и осуществления внутреннего контроля, тяжести потенциальных негативных последствий. Критерием обязательности применения комплаенс-процедур может быть тяжесть потенциальных негативных последствий для конкуренции, а не разновидность организационно-правовой формы юридического лица или участие в его уставном капитале публично-правовых образований. Необходимо выработать принципы осуществления комплаенс-контроля и на их основе вводить соответствующие процедуры. В рамках коллективно осуществляемых действий в составе группы лиц головная компания такой группы обязана обеспечить единство подходов к организации комплаенса и нести ответственность за обеспечение его эффективности.

Ключевые слова:

комплаенс, риск предпринимательской деятельности, предпринимательство, правонарушения, самоконтроль, контроль, надзор, добровольность комплаенс-контроля, обязательность комплаенс-контроля, риск-ориентированный подход, комплаенс в группе лиц

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Библиография

Алеников, Александр С. 2013. «Развитие инструментария налоговой политики Российской Федерации». Автореф. дис. … канд. эконом. наук. Кубанский государственный университет.

Ассоциация антимонопольных экспертов. 2016. «Работа ФАС России над изменением законодательства в области антимонопольной деятельности. Интервью с Руководителем ФАС России И. Ю. Артемьевым». Российское конкурентное право и экономика 3: 6–11.

Бокарева, Евгения А., Наталья С. Караиван. 2018. «Антимонопольный комплаенс и перспективы его внедрения в российское законодательство». Юрист 2: 64–71.

Евсиков, Кирилл С. 2019. «Тенденции правового регулирования комплаенс-контроля в Российской Федерации». Конкурентное право 1: 11–14.

Иванова, Жанна Б. 2017. «Комплаенс и отношения права собственности субъектов предпринимательства на объекты культурного наследия». Юрист 18: 4–8.

Конкуренция и право. 2014. «Что такое антимонопольный комплаенс?». Дата обращения 10 января,2019. http://www.cljournal.ru/vibor/118.

Малыхин, Дмитрий В. 2009. «Особенности организации комплаенс-контроля в российских банках». Внутренний контроль в кредитной организации 2: 22–29.

Морковкина, Елена Б. 2005. «Комплаенс-функция в кредитных организациях». Бухгалтерия и банки 12: 47–49.

Рубцова, Наталья В. 2017. «Комплаенс как модель нормативного регулирования предпринимательской деятельности». Юрист 18: 30–33.

Тимошкин, Алексей В. 2010. «Корпоративный комплаенс-контроль как инструмент экономической безопасности». Автореф. дис. … канд. экон. наук. Институт экономики РАН.

Франскевич, Ольга П. 2018. «Комплаенс как форма саморегулирования». Юрист 1: 20–25.

Филиппович, Анна А. 2018. «Комплаенс в предпринимательской деятельности: история становления, общие положения, проблемы формирования в Российской Федерации». Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) 3: 228–231.

Харисов, Ильдар К. 2011. «Внутренний аудит в системе контроля операций с облигациями». Автореф. дис. … канд. экон. наук. Казанский (Приволжский) федеральный университет.

Цепов, Георгий В. 2010. «Совершенствование правового регулирования деятельности наблюдательных советов публичных акционерных обществ в свете модернизации акционерного законодательства». Закон 5: 63–75.

Чалов, Юрий П. 2006. «Внутренний контроль в управлении рисками коммерческих банков». Автореф. дис. … канд. экон. наук. Институт экономики Российской академии наук.

Щерба, Тахир Э. 2018. «Антимонопольный комплаенс в России. Понятие. Виды». СПС «Консультант-

Плюс». Из информационного банка «Юридическая пресса». Дата обращения 20 января, 2019. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=114259#06979309333207595.

Lee, Paul L. 2004. “Compliance: A New Paradigm”. Banking Law Journal 121: 867–873.

Toth, Andras. 2017. “How Could Competition Authorities Reward Competition Compliance Programmes?” European Competition & Regulatory Law Review (CoRe) 4: 4–10.

References

Alenikov, Aleksandr S. 2013. “Development of tools of tax policy of the Russian Federation”. Abstract of PhD thesis in economics. Kubanskii gosudarstvennyi universitet. (In Russian)

Assotsiatsiia antimonopol’nykh ekspertov. 2016. “Work of the FAS Russia on changes in legislation in the

field of Antimonopoly activity. Interview with the Head of the FAS Russia I. Yu. Artemyev”. Rossiiskoe konkurentnoe pravo i ekonomika 3: 6–11. (In Russian)

Bokareva, Evgeniia A., Natal’ia S. Karaivan. 2018. “Antimonopoly compliance and prospects of its implementation in the Russian legislation”. Iurist 2: 64–71. (In Russian)

Chalov, Iurii P. 2006. “Internal control in risk management of commercial banks”. Abstract of PhD thesis in economics. Institut ekonomiki RAN. (In Russian)

Evsikov, Kirill S. 2019. “Trends in legal regulation of compliance control in the Russian Federation”. Konkurentnoe pravo 1: 11–14. (In Russian)

Franskevich, Ol’ga P. 2018. “Compliance as a form of self-regulation”. Iurist 1: 20–25. (In Russian)

Filippovich, Anna A. 2018. “Compliance in business: history of formation, General provisions, problems of formation in the Russian Federation”. Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina (MGIuA) 3: 228–231.(In Russian)

Ivanova, Zhanna B. 2017. “Compliance and relations of ownership of business entities to cultural heritage”. Iurist 18: 4–8. (In Russian)

Kharisov, Il’dar K. 2011. “Internal audit in the control system of operations with bonds”. Abstract of PhD thesis in economics. Kazanskii (Privolzhskii) federal’nyi universitet. (In Russian)

Konkurentsiia i pravo. 2014. “What is antitrust compliance?” Accessed January 10, 2019. http://www.cljournal.ru/vibor/118. (In Russian)

Lee, Paul L. 2004. “Compliance: A New Paradigm”. Banking Law Journal 121: 867–873.

Malykhin, Dmitrii V. 2009. “Features of the organization of compliance control in Russian banks”. Vnutrennii kontrol’ v kreditnoi organizatsii 2: 22–29. (In Russian)

Morkovkina, Elena B. 2005. “Compliance function in credit institutions”. Bukhgalteriia i banki 12: 47–49.(In Russian)

Rubtsova, Natal’ia V. 2017. “Compliance as a model of normative regulation of entrepreneurial activity”. Iurist 18: 30–33. (In Russian)

Timoshkin, Aleksei V. 2010. “Corporate compliance control as a tool of economic security”. Abstract of PhD thesis in economics. Institut ekonomiki RAN. (In Russian)

Toth, Andras. 2017. “How Could Competition Authorities Reward Competition Compliance Programmes?” European Competition & Regulatory Law Review (CoRe) 4: 4–10.

Tsepov, Georgii V. 2010. “Improvement of legal regulation of Supervisory boards of public joint stock companies in the light of modernization of the joint stock legislation”. Zakon 5: 63–75. (In Russian)

Shcherba, Takhir E. 2018. “Antimonopoly compliance in Russia. Concept. Views”. SPS Konsul’tantPlius.Iz informatsionnogo banka “Iuridicheskaia pressa”. Accessed January 20, 2019. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=114259#06979309333207595. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.03.2020

Как цитировать

Попондопуло, В. Ф., & Петров, Д. А. (2020). Комплаенс как правовой инструмент минимизации рисков и профилактики правонарушений. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 11(1), 102–114. https://doi.org/10.21638/spbu14.2020.107

Выпуск

Раздел

Публичное и частное право: прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>