Нотариальный тариф: проблемы обеспечения конституционного равновесия при определении параметров

Авторы

  • Маргарита Валерьевна Кустова СПбГУ
  • Наталия Юрьевна Рассказова Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu14.2024.303

Аннотация

В статье анализируются проблемы определения порядка финансирования нотариальной деятельности в контексте конституционного требования достижения баланса частных и публичных интересов. Обращаясь в историко-правовом ключе к развитию подходов, касающихся формирования стоимости нотариальных действий, авторы усматривают нацеленность формального пересмотра нормативных правил установления нотариальных тарифов лишь на поддержание уже сложившихся в рамках прежнего регулирования подходов к определению уровня соответствующих взиманий. В статье отмечается назревшая необходимость концептуального пересмотра подходов к построению системы самофинансирования нотариальной деятельности. Не отрицая самой допустимости участия в определении ее параметров нотариальных органов, авторы, исходя из природы нотариального тарифа, акцентируют внимание на необходимости действенного государственного надзора за его экономической обоснованностью. При этом следование подходу о выведении формирования оплаты нотариальных действий в какой-либо части на подзаконный уровень усиливает требования по обеспечению экономической доказанности ее размера. В конечном счете речь идет о нацеленности на достижение конституционного баланса между ожидаемым на соответствующем этапе развития общества уровнем организации нотариальной деятельности и платежеспособностью вынужденных обращаться за совершением нотариальных действий лиц. Отмечается, что предложенная ныне система демонстрирует на региональном уровне как значительные отклонения от предельного размера тарифа, так и существенные различия в определении порядка расчета регионального тарифа за конкретное нотариальное действие, притом что объективные тому причины не очевидны. Это свидетельствует о необходимости анализа соответствующих отклонений с позиций обеспечения принципа равенства, предполагающего среди прочего дифференциацию размера тарифа на основании конституционно оправданных критериев.

Ключевые слова:

нотариальная деятельность, природа нотариального тарифа, региональный нотариальный тариф, процедура установления тарифа, обоснованность нотариального тарифа, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная нотариальная палата

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Библиография

Бурова, Анна С. 2017. «Консульские сборы, патентные пошлины и нотариальные платежи в системе публичных платежей за юридически значимые действия: поиск оптимума». Финансовое право 7: 9–14.

Романовская, Ольга В. 2013. «Оплата услуг нотариуса (комментарий к решению Конституционного Суда России)». Нотариус 1: 13–18.

Щербинин, Артем А., Александр И. Гончаров. 2013. «Проблемы государственной пошлины как источника доходов для обеспечения нотариальной деятельности». Налоги и финансовое право 4: 293–301.

References

Burova, Anna S. 2017. “Consular fees, patent fees and notary fees in the system of public payments for legally significant actions: Searching for the optimum”. Finansovoe parvo 7: 9–14. (In Russian)

Romanovskaya, Olga V. 2013. “Payment for notary services (commentary on the decision of the Constitutional Court of Russia)”. Notarius 1: 13–18. (In Russian)

Shcherbinin, Artem A., Alexander I. Goncharov. 2009. “Problems of state duty as a source of income for ensuring notarial activity”. Nalogi i finansovoe pravo 4: 293–301. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

14.10.2024

Как цитировать

Кустова, М. В., & Рассказова, Н. Ю. (2024). Нотариальный тариф: проблемы обеспечения конституционного равновесия при определении параметров. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 15(3), 592–603. https://doi.org/10.21638/spbu14.2024.303

Выпуск

Раздел

Публичное и частное право: прикладные исследования