Уголовная политика Казахстана в сфере противодействия управлению транспортным средством в состоянии опьянения

Авторы

  • Кайрат Алиханович Бакишев Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, Республика Казахстан, 100009, Караганда, ул. Академическая, 9 https://orcid.org/0000-0002-9841-4353
  • Бахыт Молдатьяевич Нургалиев Академия «Болашак», Республика Казахстан, 100001, Караганда, ул. Ерубаева, 16 https://orcid.org/0000-0002-3017-3610

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu14.2021.314

Аннотация

В статье исследуется уголовная политика Казахстана в сфере противодействия дорожно-транспортным происшествиям, совершенным водителями в состоянии опьянения. На примере уголовного законодательства и судебной практики прошлых лет, действующей ст. 346 Уголовного кодекса Республики Казахстан и соответствующих норм уголовного законодательства стран ближнего зарубежья авторы приходят к выводу, что очередные меры усиления ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, принятые Законом РК от 27.12.2019, не принесут ощутимых результатов по причине их непродуманности и нелогичности. Криминализация ст. 345- 1 и 346 УК РК была осуществлена вопреки Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 г. Из-за неудачной законодательной конструкции ст. 346 УК РК и противоречивой позиции Верховного суда РК в Нормативном постановлении от 29.06.2011 № 3 «О практике применения уголовного законодательства по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» возникают серьезные затруднения в следственной и судебной практике. Суды активно используют возможность существенного снижения размера наказания или освобождения виновного от уголовной ответственности в случае его примирения с потерпевшим по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 55 и ч. 1 ст. 68 УК РК, и др. Авторы предлагают некоторые действия, требующиеся для устранения имеющихся недостатков: обеспечить принцип неотвратимости наказания в полном объеме, криминализацию управления транспортным средством в состоянии опьянения во всех отраслях транспорта независимо от ведомственной принадлежности, объективно оценить характер и степень общественной опасности деяния в санкциях ст. 345-1 УК РК, исключить из уголовного закона формально-материальные составы и деликты абстрактной и конкретной опасности.

Ключевые слова:

уголовная политика, уголовный закон, транспортные преступления, состояние опьянения, управление транспортным средством, безопасность дорожного движения

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Библиография

Агильдин, Владимир В. 2016. «Некоторые моменты уголовно-правовой политики борьбы с дорожно-транспортными преступлениями (на примере ст. 2641 УК РФ)». Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права 10 (1): 117–125. https://doi.org/10.17150/1996-7756.2016.10(1).117-125.

Байбулатова, Алуа С. 2020. «Усилена ответственность за управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии». Дата обращения 15 мая, 2020. https://www.zakon.kz/5003904-usilenaotvetstvennost-za-upravlenie.html.

Байжанов, Улан С. 2017. «Сәтті сапар!» Актуальные вопросы безопасности дорожного движения. Астана: Академия правоохранительных органов при ГП РК.

Бакишев, Кайрат А., Чучаев Александр И. 2020. Уголовно-правовая охрана безопасности транспорта по законодательству Казахстана и России. М.: Юрлитинформ.

Головко, Владимир В., Александр А. Козун. 2012. «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: пробелы законодательной конструкции и пути их преодоления». Научный вестник Омской академии МВД России 2 (45): 22–25.

Грачева, Юлия В., Александр И. Коробеев, Александр И. Чучаев. 2015. «Новый вид транспортного преступления как модифицированный вариант хорошо забытого старого». Lex Russica 4: 71–79.

Евлоев, Назир Д. 2002. Уголовно-правовые аспекты ответственности за неосторожность. Краснодар: КЮИ МВД России.

Иванов, Никита Г. 2018. «Уголовная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения». Пробелы в российском законодательстве 3: 261–264.

Квашис, Виталий Е. 1980. «Наказания за неосторожные преступления». Совершенствование мер борьбы с преступностью в условиях научно-технической революции, под ред. Владимира Н. Кудрявцева, 151–203. М.: Наука.

Коробеев, Александр И. 2003. Транспортные преступления. СПб.: Юридический центр Пресс.

Кострова, Марина Б. 2017. «Парадоксы российской уголовной политики усиления ответственности лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения». Lex Russica 7: 125–138.

Костылева, Ольга В. 2010. «Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта: тенденции реформирования». Вестник Московского университета. Сер. 11.Право 2: 61–74.

Кравцов, Алексей Ю., Антон И. Сирохин, Роман В. Скоморохов, Владимир Н. Шиханов. 2011. Дорожно-транспортная преступность: закономерности, причины, социальный контроль. СПб.: Юридический центр Пресс.

Курсаев, Александр В. 2015. «Предупреждение неосторожных преступлений и меры уголовной репрессии». Вестник Московского университета МВД России 5: 72–75.

Маслов, Игорь И. 2011. «Состояние опьянения как признак, дифференцирующий уголовную ответственность». Юридическая наука 3: 57–62.

Пикуров, Николай И. 2011. Квалификация транспортных преступлений. М.: РАП.

Чучаев, Александр И., Александр Ю. Пожарский. 2018. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика. М.: Проспект.

Bakishev, Kairat A., Talgat A. Khanov, Bahit M. Nurgaliev. 2019. “Punish ability and punishment for careless transport crimes”. Journal of Advanced Research in Law and Economics 10 (1) (39): 41–51. https://doi.org/10.14505//jarle.v10.1(39).06.

References

Agildin, Vladimir V. 2016. “Some aspects of the criminal law policy of the fight against road traffic crimes(for example, article 2641 of the criminal code of the Russian Federation)”. Kriminologicheskii zhurnal Baikal’skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava 10 (1): 117–125. https://doi.org/10.17150/1996-7756.2016.10(1).117-125. (In Russian)

Baibulatova, Alua S. 2020. “Increased responsibility for driving a vehicle under the influence of alcohol”. Accessed May 15, 2020. https://www.zakon.kz/5003904-usilena-otvetstvennost-za-upravlenie.html.(In Russian)

Baizhanov, Ulan S. 2017. “Satti Sapar!” Current issues of road safety. Astana, Akademiia pravookhranitel’nykh organov pri GP RK Publ. (In Russian)

Bakishev, Kairat A., Aleksandr I. Chuchaev. 2020. Criminal law protection of transport safety under the legislation of Kazakhstan and Russia. Moscow, Iurlitinform Publ. (In Russian)

Bakishev, Kairat A., Talgat A. Khanov and Bahit M. Nurgaliev. 2019. “Punish ability and punishment for careless transport crimes”. Journal of Advanced Research in Law and Economics 10 (1) (39): 41–51. https://doi.org/10.14505//jarle.v10.1(39).06.

Chuchaev, Aleksandr I., Aleksandr Iu. Pozharskii. 2018. Transport crimes: Concept, types, characteristics. Moscow, Prospect Publ. (In Russian)

Evloev, Nazir D. 2002. Criminal-legal aspects of liability for negligence. Krasnodar, KUI MVD Rossii Publ.(In Russian)

Golovko, Vladimir V., Aleksandr A. Kozun. 2012. “Violation of traffic rules and vehicle operation: Gaps in the legislative structure and ways to overcome them”. Nauchnyj vestnik Omskoj akademii MVD Rossii 2 (45): 22–25. (In Russian)

Gracheva, Iuliia V., Aleksandr I. Korobeev, Aleksandr I. Chuchaev. 2015. “A new type of transport crime as a modified version of a well-forgotten old one”. Lex Russica 4: 71–79. (In Russian)

Ivanov, Nikita G. 2018. “Criminal liability for the driving while intoxicated”. Problemy v rossiiskom zakonodatel’stve 3: 261–264. (In Russian)

Korobeev, Aleksandr I. 2003. Transport crimes. St. Petersburg, Iuridicheskii tsentr Press Publ. (In Russian)

Kostrova, Marina B. 2017. “Paradoxes of the Russian criminal policy of increasing the responsibility of persons who committed a crime while intoxicated”. Lex Russica 7: 125–138. (In Russian)

Kostyleva, Olga V. 2010. “Liability for crimes against traffic safety and operation of transport: Trends of reform”. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 11. Pravo 2: 61–74. (In Russian)

Kravtsov, Aleksei Iu., Anton I. Sirokhin, Roman V. Skomorokhov, Vladimir N. Shikhanov. 2011. Road transport crime: Patterns, causes, social control. St. Petersburg, Iuridicheskii tsentr Press Publ. (In Russian)

Kursaev, Aleksandr V. 2015. “Prevention of reckless crimes and measures of criminal repression”. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii 5: 72–75. (In Russian)

Kvashis, Vitalii E. 1980. “Penalties for careless crimes”. Sovershenstvovanie mer bor’by s prestupnost’iu v usloviiakh nauchno-tekhnicheskoi revoliutsii, ed. by Vladimir N. Kudryavcev, 151–203. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Maslov Igor I. 2011. “State of intoxication as a sign differentiating criminal responsibility”. Iuridicheskaia nauka 3: 57–62. (In Russian)

Pikurov, Nikolai I. 2011. Qualification of transport crimes. Moscow, RAP Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

08.10.2021

Как цитировать

Бакишев, К. А., & Нургалиев, Б. М. (2021). Уголовная политика Казахстана в сфере противодействия управлению транспортным средством в состоянии опьянения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 12(3), 712–727. https://doi.org/10.21638/spbu14.2021.314

Выпуск

Раздел

Зарубежное и международное право

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)