Уголовная политика Казахстана в сфере противодействия управлению транспортным средством в состоянии опьянения
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu14.2021.314Аннотация
В статье исследуется уголовная политика Казахстана в сфере противодействия дорожно-транспортным происшествиям, совершенным водителями в состоянии опьянения. На примере уголовного законодательства и судебной практики прошлых лет, действующей ст. 346 Уголовного кодекса Республики Казахстан и соответствующих норм уголовного законодательства стран ближнего зарубежья авторы приходят к выводу, что очередные меры усиления ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, принятые Законом РК от 27.12.2019, не принесут ощутимых результатов по причине их непродуманности и нелогичности. Криминализация ст. 345- 1 и 346 УК РК была осуществлена вопреки Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 г. Из-за неудачной законодательной конструкции ст. 346 УК РК и противоречивой позиции Верховного суда РК в Нормативном постановлении от 29.06.2011 № 3 «О практике применения уголовного законодательства по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» возникают серьезные затруднения в следственной и судебной практике. Суды активно используют возможность существенного снижения размера наказания или освобождения виновного от уголовной ответственности в случае его примирения с потерпевшим по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 55 и ч. 1 ст. 68 УК РК, и др. Авторы предлагают некоторые действия, требующиеся для устранения имеющихся недостатков: обеспечить принцип неотвратимости наказания в полном объеме, криминализацию управления транспортным средством в состоянии опьянения во всех отраслях транспорта независимо от ведомственной принадлежности, объективно оценить характер и степень общественной опасности деяния в санкциях ст. 345-1 УК РК, исключить из уголовного закона формально-материальные составы и деликты абстрактной и конкретной опасности.
Ключевые слова:
уголовная политика, уголовный закон, транспортные преступления, состояние опьянения, управление транспортным средством, безопасность дорожного движения
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Право» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.