Права и интересы детей в информационной сфере: реформирование законодательства

Авторы

  • Владимир Михайлович Филиппов Российский университет дружбы народов, Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
  • Владимир Владиславович Насонкин Федеральный центр образовательного законодательства, Российская Федерация, 115419, Москва, ул. Орджоникидзе, 3
  • Чарис Папачараламбоус Университет Кипра, Республика Кипр, 2109, Никосия, Университетская авеню, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu14.2019.211

Аннотация

В работе проанализирована эффективность системы правового противодействия негативному воздействию на психику несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях. Выявлено, что в таких сетях наращивается информационное воздействие на детей в целях оказания деструктивного воздействия на их психику, чтобы возбудить негативные мысли, переживания, размыть традиционные российские духовно-нравственные ценности. Количество рисков для детей попасть под негативное информационное воздействие в сети Интернет постоянно возрастает, чему способствует развитие технологий, и действующее отечественное законодательство пока не в состоянии адекватно этому противодействовать. В силу возрастных особенностей несовершеннолетние лишены возможности самостоятельно критически оценить информацию, получаемую посредством информационно-телекоммуникационных сетей, и тем самым рискуют оказаться в небезопасной среде. Опасными результатами взаимодействия с такой информацией являются негативные последствия для реальной жизни, физического и психического состояния здоровья детей. По мнению авторов, перечень видов информации, причиняющей вред здоровью и/или развитию детей, содержащийся в Федеральном законе от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», не отвечает современным потребностям общества и требует корректировки. Изменение перечня необходимо для того, чтобы эффективно использовать механизм ограничения доступа к вредной информации и обеспечить реальную информационную безопасность несовершеннолетних. Кроме того, важными задачами являются концептуализация и разработка легальных определений ряда основных понятий Закона № 436-ФЗ. Совершенствование правотворческой деятельности позволит минимизировать негативные факторы, касающиеся взаимодействия детей с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сетью Интернет.

Ключевые слова:

несовершеннолетние, Интернет, информационные права, информационное общество, информационные правонарушения, совершенствование законодательства

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Библиография

Архипова, Александра С., Мария Д. Волкова, Анна А. Кирзюк, Елена К. Малая, Дарья А. Радченко, Елена Ф. Югай. 2018. «Группы смерти»: от игры к моральной панике. М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт общественных наук, Школа актуальных гуманитарных исследований, Лаборатория теоретической фольклористики.

Барышева, Ксения А. 2016. «Определение понятия и общественно опасной природы киберсталкинга». Адвокат 10: 60–66.

Бокова, Людмила Н. 2018. Информационная безопасность детей находится на особом контроле Совета Федерации. Дата обращения 12 октября, 2018. http://council.gov.ru/events/news/94230.

Волков, Евгений Н. 1996. «Преступный вызов практической психологии: Феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему)». Журнал практического психолога 2: 87–93.

Давлятчин, Илья. 2018. Как мемы убивают людей. Дата обращения 12 октября, 2018. http://www.rosbalt.ru/russia/2018/08/12/1724097.html.

Ильин, Николай Н. 2018. «Назначение судебных экспертиз при расследовании суицидов несовершеннолетних, совершенных с помощью сети Интернет». Российский следователь 2: 12–16.

Куракин, Алексей В., Дмитрий В. Карпухин, Александр В. Остроушко, Олеся В. Меркушова. 2018. «Проблемы правового совершенствования защиты детей от склонения к совершению самоубийств». Административное и муниципальное право 3: 10–26.

Нальгиева, Цэш Я. 2018. «Психолого-акмеологические факторы профилактики компьютерной зависимости дошкольников и учащихся начальных классов». Проблемы современного педагогического образования 58–2: 359–362.

Рыбаков, Олег Ю., Ольга С. Рыбакова. 2018. «Ребенок и интернет-пространство: вопросы правового обеспечения безопасности». Информационное право 1: 27–31.

Филатова, Татьяна П. 2016. «Компьютерная игровая аддикция — новый вид аддиктивного поведения XXI века». European journal of education and applied psychology 3: 49–52.

Худенко, Кристина. 2018. Куда уплыл «синий кит»? Дата обращения 12 октября, 2018. http://rus.delfi.ee/daily/abroad/kuda-uplyl-sinij-kit-galina-mursalieva-v-rige-rasskazala-o-sudbe-gruppsmerti?id=82604883.

Geach, Neal, Nicola Haralambous. 2009. “Regulating Harassment”. Journal of Criminal Law 73(3): 241–257.

Goodno, Naomi H. 2007. “Cyberstalking, a new crime: Evaluating the effectiveness of current state and federal laws”. Missouri Law Review 72: 125–197.

Handelsblatt. 2017. W. Putin interview G20. Дата обращения 12 октября, 2018. http://www.handelsblatt.com/impressum/nutzungshinweise/blocker/?callback=%2Fpolitik%2Finternational%2Finterviewmit-wladimir-putin-europa-bastelt-am-bild-des-russischen-baeren- seite-2%2F3258312-2.html.

Macdonald, Cheyenne. 2018. “Fears of a New ‘Blue Whale’-style suicide game for a terrible ‘Momo’ challenge takes over WhatsApp”. Дата обращения 12 октября, 2018. https://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-6017411/Fears-new-Blue-Whale-style-suicide-game-rise-terrifying-Momo-challenge-takes-WhatsApp.html.

References

Arkhipova, Aleksandra S., Mariia D. Volkova, Anna A. Kirziuk, Elena K. Malaia, Dar’ia A. Radchenko, Elena F. Iugai. 2018. “Gruppy smerti”: ot igry k moral’noi panike [“Groups of Death”: from play to moral panic]. Moscow: Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Institute of Social Sciences, School of Contemporary Humanitarian Studies, Laboratory of Theoretical Folklore. (In Russian)

Barysheva, Kseniia A. 2016. “Opredelenie poniatiia i obshchestvenno opasnoi prirody kiberstalkinga” [“The definition of the concept and socially dangerous nature of cyber-stalking”]. Advokat [Advocate] 10: 60–66. (In Russian)

Bokova, Liudmila N. 2018. Informatsionnaia bezopasnost’ detei nakhoditsia na osobom kontrole Soveta Federatsii [Children’s information security is under special control of the Federation Council]. Accessed October 12, 2018. http://council.gov.ru/events/news/94230. (In Russian)

Davliatchin, Il’ia. 2018. Kak memy ubivaiut liudei [How memes kill people]. Accessed October 12, 2018. http://www.rosbalt.ru/russia/2018/08/12/1724097.html. (In Russian)

Filatova, Tat’iana P. 2016. “Komp’iuternaia igrovaia addiktsiia — novyi vid addiktivnogo povedeniia XXI veka” [“Computer gaming addiction — a new kind of addictive behavior of the 21st century”]. European journal of education and applied psychology 3: 49–52. (In Russian)

Geach, Neal, Nicola Haralambous. 2009. “Regulating Harassment”. Journal of Criminal Law 73(3): 241–257.

Goodno, Naomi H. 2007. “Cyberstalking, a new crime: Evaluating the effectiveness of current state and federal laws”. Missouri Law Review 72: 125–197.

Handelsblatt. 2017. W. Putin interview G20. Дата обращения 12 октября, 2018. http://www.handelsblatt.com/impressum/nutzungshinweise/blocker/?callback=%2Fpolitik%2Finternational%2Finterviewmit-wladimir-putin-europa-bastelt-am-bild-des-russischen-baeren- seite-2%2F3258312-2.html.

Il’in, Nikolai N. 2018. “Naznachenie sudebnykh ekspertiz pri rassledovanii suitsidov nesovershennoletnikh, sovershennykh s pomoshch’iu seti Internet” [“The appointment of forensic examinations in the investigation of suicides of minors committed using the Internet”]. Rossiiskii sledovatel’ [Russian investigator] 2: 12–16. (In Russian)

Khudenko, Kristina. 2018. Kuda uplyl “sinii kit”? [Where did the “blue whale” go?]. Accessed October 12, 2018. http://rus.delfi.ee/daily/abroad/kuda-uplyl-sinij-kit-galina-mursalieva-v-rige-rasskazala-o-sudbe-grupp-smerti?id=82604883. (In Russian)

Kurakin, Aleksei V., Dmitrii V. Karpukhin, Aleksandr V. Ostroushko, Olesia V. Merkushova. 2018. “Problemy pravovogo sovershenstvovaniia zashchity detei ot skloneniia k soversheniiu samoubiistv” [“Problems of legal improvement in the protection of children from inclination to commit suicide”]. Administrativnoe i munitsipal’noe parvo [Administrative and municipal law] 3: 10–26. (In Russian)

Macdonald, Cheyenne. 2018. “Fears of a New ‘Blue Whale’-style suicide game for a terrible ‘Momo’ challenge takes over WhatsApp”. Дата обращения 12 октября, 2018. https://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-6017411/Fears-new-Blue-Whale-style-suicide-game-rise-terrifying-Momo-challenge-takes-WhatsApp.html.

Nal’gieva, Tsesh Ia. 2018. “Psikhologo-akmeologicheskie faktory profilaktiki komp’iuternoi zavisimosti doshkol’nikov i uchashchikhsia nachal’nykh klassov” [“Psychological and acmeological factors for the prevention of computer dependence of preschoolers and primary school students”]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Problems of modern pedagogical education] 58–2: 359–362.(In Russian)

Rybakov, Oleg Iu., Ol’ga S. Rybakova. 2018. “Rebenok i internet-prostranstvo: voprosy pravovogo obespecheniia bezopasnosti” [“Child and Internet space: legal security issues”]. Informatsionnoe pravo[Information law] 1: 27–31. (In Russian)

Volkov, Evgenii N. 1996. “Prestupnyi vyzov prakticheskoi psikhologii: Fenomen destruktivnykh kul’tov i kontrolia soznaniia (vvedenie v problemu)” [“The criminal challenge of practical psychology: the phenomenon of destructive cults and consciousness control (introduction to the problem)”]. Zhurnal prakticheskogo psikhologa [Journal of practical psychology] 2: 87–93. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

16.05.2019

Как цитировать

Филиппов, В. М., Насонкин, В. В., & Папачараламбоус, Ч. (2019). Права и интересы детей в информационной сфере: реформирование законодательства. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 10(2), 362–372. https://doi.org/10.21638/spbu14.2019.211

Выпуск

Раздел

Исследования права с позиций социальных и гуманитарных (неюридических) наук