«Регуляторная гильотина» в сфере образования: вопросы правового регулирования и практики реализации
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu14.2022.202Аннотация
В Российской Федерации, как и во всех развитых государствах, реформирование деятельности государственного аппарата является перманентным процессом, на каждой фазе которого акцент делается на наиболее злободневных проблемах. Если административная реформа 2004 г. решала задачу структурирования системы органов исполнительной власти, то реформа контрольно-надзорной деятельности, идущая в настоящее время, направлена на пересмотр системы требований к основным видам экономической деятельности, снижение административных барьеров и иных препятствий, с которыми сталкиваются лица, такую деятельность осуществляющие. Образовательная деятельность как единый процесс обучения и воспитания выступает одним из важнейших видов экономической деятельности и не может оставаться в стороне от обозначенных реформ. В статье содержится анализ практики реализации идей реформы контрольно-надзорной деятельности, положений «регуляторной гильотины» применительно к системе образования. Обращено внимание на такие вопросы, как обязательные требования в целом и обязательные требования в образовании, систематизация законодательства и отмена актов, содержащих устаревшие нормы и избыточные требования. Использовавшиеся в начале реформы целевые индикаторы соотнесены с рядом практических показателей, свидетельствующих об их достижении, включая разработанные в схожих отраслях социальной сферы законопроекты (проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обращении лекарственных средств” (в части систематизации обязательных требований в сфере обращения лекарственных средств)». На их основе и с учетом зарубежного опыта предложена концепция системы обязательных требований в образовательной деятельности, базирующаяся на корреляции между основными принципами реформы контрольно-надзорной деятельности и специфическим перечнем рисков, свойственных системе образования. Выводы и предложения, содержащиеся в статье, подготовлены на основе изменений правового регулирования в сфере образования и в рамках административного законодательства РФ за период с 1 января 2020 г. по 1 января 2022 г.
Ключевые слова:
регуляторная гильотина, контрольно-надзорная деятельность, обязательные требования, образовательная деятельность, лицензирование, аккредитация, разрешительная деятельность, федеральные государственные требования, образовательная программа
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Право» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.