Концептуальные основы совершенствования модельного законодательства Содружества Независимых Государств о защите прав потребителей

Авторы

  • Ольга Александровна Макарова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Юлия Ивановна Ковалевская Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-2841-231X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu14.2023.313

Аннотация

В статье обосновывается необходимость совершенствования модельного законодательства о защите прав потребителей государств — участников СНГ, назревшая в связи с существенными преобразованиями в общественной жизни, развитием электронной торговли, выработкой новых стандартов при реализации потребителям товаров, работ, услуг. Обращается внимание на различия в процессах сближения (гармонизации) национальных законодательств государств — членов ЕС и сближения законодательств государств — участников СНГ, отмечается специфика международного сотрудничества в рамках СНГ. Прежде чем перейти к изложению одного из возможных вариантов совершенствования модельного закона СНГ о защите прав потребителей, авторы анализируют состояние современного правового регулирования в Европейском союзе, отдельных государствах Западной Европы, государствах — участниках СНГ. В результате делается вывод о возможности учета достижений зарубежного правотворчества в выработке нормативных решений по следующим направлениям защиты прав потребителей: расширение сферы действия потребительского законодательства, формулирование дополнительных гарантий защиты прав потребителей в области электронной коммерции, разработка системы трансграничного разрешения потребительских споров и др. Предложенная структура акта потребительского законодательства исходит из нацеленности Российской Федерации на кодификацию потребительского законодательства, а также из современных потребностей в едином комплексном нормативном правовом акте, объединяющем как общие вопросы регламентации потребительских отношений, так и специальные положения, касающиеся защиты прав потребителей в отдельных сферах общественных отношений (электронная коммерция, продажа продовольственных, фармацевтических товаров, сфера оказания услуг ЖКХ, туристских услуг) или же относящиеся к социально уязвимым группам населения (несовершеннолетние, пожилые люди, инвалиды).

Ключевые слова:

модельное законодательство Содружества Независимых Государств, защита прав потребителей, законодательство Европейского союза, кодификация, концепция, маркетплейс, электронная коммерция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Библиография

Арабей, Елизавета А. 2014. «Правовые аспекты деятельности Европейского союза в области защиты прав потребителей». Дис. … канд. юрид. наук, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина.

Барабаш, Игорь. 2015. «Правила электронной коммерции в Германии». Сборник статей о праве Германии 1: 184–186.

Бычко, Марина А. 2020. «Кодификация потребительского законодательства: вызов времени». Актуальные проблемы права, государства и экономики: сб. статей, 34–36. Орел: Орловский юридический институт МВД РФ им. В. В. Лукьянова.

Кирилловых, Андрей А. 2019. «Понятие потребителя в сфере гражданского оборота». Право и экономика 2: 20–27.

Макарова, Ольга А., Юлия И. Ковалевская. 2021. «Законодательство о защите прав потребителей в государствах — участниках СНГ в контексте сближения правового регулирования». Третьи цивилистические чтения памяти профессора М. Г. Прониной: сб. материалов, 137–140. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь.

Райлян, Алексей А. 2004a. «Предпосылки формирования потребительского права России». Современное право 7: 14–17.

Райлян, Алексей А. 2004b. «Предпосылки формирования потребительского права России (окончание)». Современное право 8: 8–11.

Райлян, Алексей А. 2005. Потребительское право России: основные положения. СПб.: Юридический центр.

Райлян, Алексей А. 2017. «Потребительский кодекс Российской Федерации или Основы потребительского законодательства Российской Федерации?». Журнал российского права 11: 63–71.

Сурков, Александр Н., Сергей В. Мельник, Елена В. Черных. 2018. «Закон “О правах потребителей” Великобритании: права, обязанности, ответственность». Известия Юго-Западного государственного университета 22 (3): 137–144.

Хоррманн, Елена А. 2017. «Основные методы гармонизации и унификации права ЕС». Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление 7 (86): 104–109.

Цехер, Григорий Я. 1999. «Потребительское право — новая комплексная отрасль российского права(к постановке вопроса)». Российский юридический журнал 1 (21): 51–64.

References

Arabei, Elizaveta A. 2014. “Legal aspects of the European Union’s activities in the field of consumer protection”. PhD Thesis in Law, Moskovskii gosudarstvennyi iuridicheskii universitet imeni O. E. Kutafina.(In Russian)

Barabash Igor. 2015. “Rules of e-commerce in Germany”. Sbornik statei o prave Germanii 1: 184–186. (In Russian)

Bychko, Marina A. 2020. “Codification of consumer legislation: the challenge of the times”. Aktual’nye problemy prava, gosudarstva i ekonomiki: Collected papers, 34–36. Orel, Orlovskii iuridicheskii institut MVD RF im. V. V. Luk’ianova Publ. (In Russian)

Horrmann, Elena A. 2017. “Main methods of harmonization and unification of EU law”. Nauka i obrazovanie: khoziaistvo i ekonomika; predprinimatel’stvo; pravo i upravlenie 7 (86): 104–109. (In Russian)

Kirillovykh, Andrei A. 2019. “The concept of a consumer in the field of civil circulation”. Pravo i ekonomika 2: 20–27. (In Russian)

Makarova, Olga A., Yulia I. Kovalevskaya. 2021. “Consumer protection legislation in the member states of the Commonwealth of Independent States in the context of regulatory approximation”. Tret’i tsivilisticheskie chteniia pamiati professora M. G. Proninoi: Collected papers, 137–140. Minsk, Akademiia upravleniia pri Prezidente Respubliki Belarus’ Publ. (In Russian)

Railyan, Alexey A. 2004a. “Prerequisites for the formation of consumer law in Russia”. Sovremennoe pravo 7: 14–17. (In Russian)

Railyan, Alexey A. 2004b. “Prerequisites for the formation of consumer law in Russia (The end)”. Sovremennoe pravo 8: 8–11. (In Russian)

Railyan, Alexey A. 2005. Consumer Law in Russia: Basic Provisions. St. Petersburg, Iuridicheskii tsentr Publ.(In Russian)

Railyan, Alexey A. 2017. “The Consumer Code of the Russian Federation or Fundamentals of Consumer Legislation of the Russian Federation?” Zhurnal rossiiskogo prava 11: 63–71. (In Russian)

Surkov, Alexander N., Sergey V. Melnik, Elena V. Chernykh. 2018. “The law “On consumer rights” in the UK: Rights, duties, responsibility”. Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta 22 (3): 137–144.(In Russian)

Zecher, Grigorii Ia. 1999. “Consumer law — a new complex branch of Russian law (to the formulation of the question)”. Rossiiskii iuridicheskii zhurnal 1 (21): 51–64. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

28.09.2023

Как цитировать

Макарова, О. А., & Ковалевская, Ю. И. (2023). Концептуальные основы совершенствования модельного законодательства Содружества Независимых Государств о защите прав потребителей. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 14(3), 768–785. https://doi.org/10.21638/spbu14.2023.313

Выпуск

Раздел

Зарубежное и международное право

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)