Налоговый контекст в структуре корпоративной социальной ответственности

Авторы

  • Александр Васильевич Демин Сибирский федеральный университет, Российская Федерация, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79 https://orcid.org/0009-0004-3437-7401

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu14.2023.104

Аннотация

В статье анализируется вопрос о включении налоговой проблематики в концепт корпоративной социальной ответственности (КСО). Автор определяет корпоративную социальную ответственность как добровольное принятие компанией на себя обязательств, выходящих за рамки строго формального соответствия букве закона и максимизации прибыли как фундаментальной цели корпоративной деятельности, но основанных на ожиданиях общества и всеобщих этических ценностях. В рамках данной концепции речь идет об ответственности не только и не столько перед государством, сколько перед социумом в целом. Можно ли оставаться социально ответственной корпорацией и при этом не уплачивать свою «справедливую долю» налогов? Вправе ли общество предъявлять к бизнесу требования в части налогообложения, выходящие за пределы буквы налоговых законов? Что означает надлежащее исполнение налоговых обязательств в контексте корпоративной налоговой ответственности? Сегодня ответы на указанные вопросы все чаще разрабатываются теорией корпоративной социальной ответственности, в рамках которой право и мораль рассматриваются как взаимосвязанные, взаимообусловливающие и взаимодополняющие компоненты. Этические элементы все глубже проникают в сферу налогообложения, презюмируя добровольное выполнение налоговых обязательств с учетом не только буквы, но и духа налоговых законов. В научном сообществе нарастает понимание того, что без учета моральных ценностей нельзя эффективно противостоять злоупотреблениям и девиациям со стороны налогоплательщиков. Ключевая задача — убедить корпоративных игроков в том, что публичный интерес надлежит принимать во внимание при разработке деловых стратегий, включая налоговое планирование. Человек, общество и корпорация зависят друг от друга. В этом контексте использование концепта корпоративной социальной ответственности следует признать весьма перспективным инструментом повышения добровольного налогового комплайенса.

Ключевые слова:

право, мораль, налоговое планирование, корпоративная социальная ответственность, налоговый комплайенс, стандартная модель сдерживания

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Библиография/References

Barford, Vanessa, Gerry Holt. 2013. “Google, Amazon, Starbucks: The rise of ‘tax shaming’”. BBC NEWS. Accessed July 3, 2021. http://www.bbc.co.uk/news/magazine-20560359.

Bender, Tanja, Dirk M. Broekhuijsen. 2015. “The relationship between corporate social responsibility and international tax avoidance”. Leiden University — Leiden Law School — Working Paper. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2873611

Bowen, Howard R. 1953. Social responsibilities of the businessman. New York, Harper and Borthers.

Breakey, Hugh, Charles Sampford. 2016. “Is paying tax part of the social license to operate?” Austaxpolicy: Tax and Transfer Policy Blog. Accessed July 3, 2021. https://www.austaxpolicy.com/is-paying-tax-partof-the-social-license-to-operate.

Bryleva, Elena A. 2020. “Corporate social responsibility in Russia: The need to form a concept”. Administrativnoe pravo i protsess 4: 28–31. (In Russian)

Christensen, John, Richard Murphy. 2004. “The social irresponsibility of corporate tax avoidance: Taking CSR to the bottom line”. Development 47 (3): 37–44.

Davis, Keith. 1960. “Can business afford to ignore social responsibilities?” California Management Review 2 (3): 70–76.

Dillard, Jesse, Alan Murray. 2013. “Deciphering the domain of corporate social responsibility”. Corporate Social Responsibility: A Research Handbook. Eds Kathryn Haynes, Alan Murray, Jesse Dillard, 10–27. New York, Routledge.

Dowling, Grahame R. 2014. “The curious case of corporate tax avoidance: Is it socially irresponsible?” Journal of Business Ethics 124 (1): 173–184.

Fisher, Jasmine М. 2014. “Fairer shores: Tax havens, tax avoidance, and corporate social responsibility”. Boston University Law Review 94 (1): 337–365.

Friedman, Milton. 2006. Capitalism and freedom. Moscow, Novoe izdatel’stvo Publ. (In Russian)

Friedman, Milton. 2007. “The social responsibility of business is to increase its profits”. Corporate Ethics and Corporate Governance. Eds Walther Ch. Zimmerli, Markus Holzinger, Klaus Richter, 173–178. Berlin; Heidelberg, Springer.

Gribnau, Hans J. L. M. 2015. “Corporate social responsibility and tax planning: Not by rules alone”. Social & Legal Studies 24 (2): 225–250.

Gribnau, Hans J. L. M. 2017. “The integrity of the tax system after BEPS: A shared responsibility”. Erasmus Law Review 10 (1): 12–28.

Gribnau, Hans J. L. M., Ave-Geidi Jallai. 2017. “Good tax governance: A matter of moral responsibility and transparency”. Nordic Tax Journal 1: 70–88.

Hardeck, Inga, Rebecca Hertl. 2014. “Consumer reactions to corporate tax strategies: Effects on corporate reputation and purchasing behavior”. Journal of Business Ethics 123 (2): 309–326.

Hasseldine, John, Morris Gregory. 2013. “Corporate social responsibility and tax avoidance: A comment and reflection”. Accounting Forum 37 (1): 1–14.

Jenkins, Rhys, Peter Newel. 2014. “CSR, tax and development”. Third World Quarterly 34 (3): 378–396.

Jonker, Jan, Marco de Witte. 2006. “Finally in business: Organising corporate social responsibility in five”. Management Models for Corporate Social Responsibility. Eds Jan Jonker, Marco de Witte, 1–7. Berlin; Heidelberg, Springer.

Lavoie, Richard. 2011. “Patriotism and taxation: The tax compliance implications of the tea party movement”. Loyola Law Review 45 (1): 39–86.

Munisami, Kayal. 2018. “The role of corporate social responsibility in solving the great corporate tax dodge”. Florida State University Business Review 17 (1): 55–86.

Narotzki, Doron. 2017. “Corporate social responsibility and taxation: A chance to develop the theory”. Western New England Law Review 39 (4): 539–556.

Nolan, Justine. 2013. “The corporate responsibility to respect human rights: Soft law or not law?” Human Rights Obligations of Business: Beyond the Corporate Responsibility to Respect? Eds Surya Deva, David Bilchitz, 138–161. Cambridge, Cambridge University Press.

Panayi, Christiana H. J. I. 2015. “Is aggressive tax planning socially irresponsible?” Intertax 43 (10): 544–558.

Piketty, Thomas. 2014. Capital in the twenty-first century. Cambridge; London, Harvard University Press.

Pildes, Richard H. 1999. “Forms of formalism (Symposium: Formalism revisited)”. University of Chicago Law Review 66 (3): 607–621.

Shklar, Judith N. 1986. Legalism: Law, morals, and political trials. London, Harvard University Press.

Sikka, Prem. 2010. “Smoke and mirrors: Corporate social responsibility and tax avoidance”. Accounting Forum 34 (3): 153–168.

Stephenson, David, Veselina Vracheva. 2015. “Corporate social responsibility and tax avoidance: A literature review and directions for future research”. Social Science Research Network. Accessed July 3, 2021. https://ssrn.com/abstract=2756640

Timonen, Pekka. 2008. “Corporate social responsibility and strategic tax behavior — Comment on the paper by Reuven S. Avi-Yonah”. Tax and Сorporate Governance. Ed. by Wolfgang Schoen, 199–203. Berlin, Springer.

Valencia, Matthew. 2013. “Storm survivors”. Economist. Accessed July 3, 2021. https://www.economist.com/sites/default/files/20130216_offshore_finance.pdf.

Van Eijsden, Arjo. 2013. “The relationship between corporate responsibility and tax: Unknown and unloved”. EC Tax Review 22 (1): 56–61.

Vonwil, Matthias, Robert Wreschniok. 2009. “The CSR myth: True beauty comes from within”. Reputation Capital. Eds Joachim Klewes, Robert Wreschniok, 83–99. Berlin; Heidelberg, Springer.

Загрузки

Опубликован

02.03.2023

Как цитировать

Демин, А. В. (2023). Налоговый контекст в структуре корпоративной социальной ответственности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 14(1), 56–72. https://doi.org/10.21638/spbu14.2023.104

Выпуск

Раздел

Публичное и частное право: прикладные исследования