Система и структура публично-правового обеспечения внутреннего государственного суверенитета
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu14.2024.402Аннотация
Статья посвящена анализу публично-правового обеспечения внутреннего государственного суверенитета с точки зрения теории систем. Авторы подчеркивают, что рассматриваемая категория не сводится исключительно к совокупности нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в соответствующей сфере, — подобный подход отражает понимание публично-правового обеспечения внутреннего государственного суверенитета в узком смысле. С позиции широкого подхода такое обеспечение представляет собой сложноструктурированную систему, состоящую из отдельно взятых элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. В качестве элементов указанной системы авторы выделяют цель и принципы публично-правового обеспечения внутреннего государственного суверенитета (ценностно-ориентирующая подсистема), нормативные правовые акты в данной сфере (нормативная подсистема), субъектов, их права и обязанности в сфере обеспечения внутреннего государственного суверенитета (институционально-компетентностная подсистема), эффективное правоприменение, отражающее реальное воплощение норм права в конкретных жизненных обстоятельствах (подсистема правоприменения), правовую культуру отдельной личности, группы и общества в целом (подсистема правового воспитания и просвещения), а также контроль в рассматриваемой области общественных отношений (контрольная подсистема). Отмечается, что система публично-правового обеспечения внутреннего государственного суверенитета претерпела существенные изменения в условиях противодействия недружественным действиям США и иных иностранных государств. В частности, это обусловило расширение полномочий федеральных органов исполнительной власти в целях защиты государственного суверенитета, формирование коллективных органов управления с особыми полномочиями, фактическое наделение отдельных решений ненормативного характера статусом нормативных правовых актов и, наоборот, потерю некоторыми нормативными правовыми актами признаков нормативности, появление новых видов государственного контроля и усиление связей между существующими направлениями контрольной деятельности. Подчеркнута необходимость выделения контроля за соблюдением законодательства в сфере противодействия недружественным действиям со стороны США и примкнувших к ним государств и международных организаций в качестве самостоятельно вида государственного контроля.
Ключевые слова:
правоприменение, государственный контроль, теория систем, противодействие недружественным действиям, правовое обеспечение суверенитета, внутренний государственный суверенитет, суверенитет
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Право» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.