https://lawjournal.spbu.ru/issue/feed Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 2023-10-26T18:41:10+03:00 Николай Геннадьевич Стойко (Nikolay G. Stoyko) law_vestnik@spbu.ru Open Journal Systems <p>«Вестник Санкт-Петербургского университета. Право» — международный научно-теоретический рецензируемый журнал. Основная направленность издания — статьи, основанные на оригинальных результатах эмпирических исследований, аналитические обзоры.</p> https://lawjournal.spbu.ru/article/view/13049 Research of the effectiveness of the system of legal regulation of tax relations for operations with cryptocurrency currently in force 2023-10-26T18:40:56+03:00 Maria A. Egorova maegorova@msal.ru Vladislav V. Grib v.v.grib@mail.ru Liudmila G. Efimova LGEFIMOVA@msal.ru Olga V. Kozhevina ol.kozhevina@gmail.com Vitalii Yu. Slepak vitaliy.slepak@gmail.com <p>The article deals with the national practicies of direct and indirect taxation of income from cryptoassets in some countries of the world, including Russia, France, Italy, USA, Great Britain, etc. The authors study various approaches to the concept of cryptocurrency for the purposes of fiscal management: macroeconomic, cost, accounting, legal and institutional approaches. According to the authors position cryptocurrencies for tax reasons should be treated as a property and means of payment. Therefore, any income in cryptocurrencies received by taxpayers should be subject to personal income tax or corporate income tax, respectively. The recognition of cryptocurrencies as a means of payment (that is, private money) leads to the need to exempt taxpayers from paying value added tax in cases where cryptocurrencies perform these monetary functions in transactions performed by taxpayers, in particular, they perform the function of a means of payment. Payment of taxes on income of taxpayers received in cryptocurrencies can be carried out both in cryptocurrencies and in national (fiat) currencies. It is permissible to establish a tax declaration of transactions for cryptocurrency. The foundations of the legal regime of taxation of digital currencies in the Russian Federation have been formed. The problems of introducing effective taxation of cryptocurrency transactions in the Russian Federation are identified, as well as changes to tax legislation are proposed, in particular, clarification of the range of objects that can be classified as “digital currency”, synchronization with the law on digital financial assets, determining the tax base and implementing tax control of transactions with cryptocurrency. As the study showed, the approaches to indirect taxation are the most unified. Tax regulation is a potential incentive to reduce the speculative interest of participants in transactions with cryptocurrencies and increase the transparency of taxation of cryptocurrencies.</p> 2023-09-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Maria A. Egorova, Vladislav V. Grib, Liudmila G. Efimova, Olga V. Kozhevina, Vitalii Yu. Slepak https://lawjournal.spbu.ru/article/view/15434 Субсидирование производителей: проблемы правовой регламентации в контексте экономической неоднородности 2023-10-26T18:40:58+03:00 Маргарита Валерьевна Кустова m.kustova@spbu.ru <p>Продолжая последовательно отстаивать публичную природу отношений по предоставлению субсидий производителям товаров, работ, услуг, автор статьи обращается к выявлению их экономической сущности, отмечая отход законодателя от классического понимания субсидии, трансформацию безвозмездности субсидирования, а в некоторых случаях и очевидную условность обращения законодателя к этому инструменту. Особое внимание уделяется исследованию экономической неоднородности субсидирования в целях покрытия затрат или выпадающих доходов производителей, в структуре которого в качестве самостоятельных видов анализируются субсидии на возмещение соответствующих затрат в случае императивного вовлечения производителей в реализацию публичных функций; стимулирующие субсидии, а также субсидирование в качестве альтернативы государственной (муниципальной) закупке. Учет законодателем особенностей экономического характера рассматриваемых видов субсидирования признается автором в качестве необходимой предпосылки обеспечения должной правовой определенности в регулировании соответствующих отношений, что в конечном счете позволит повысить уровень гарантий защиты их участников. Исследование различий в экономической сущности отношений, сопровождаемых предоставлением производителям субсидий на покрытие затрат или выпадающих доходов, приводит автора к выводу о наличии оснований для дифференциации на уровне закона подходов к закреплению их базовой публичной регламентации, а также для выявления допустимых пределов применения к ним гражданского законодательства. Вместе с тем, с точки зрения автора, это не исключает универсализации в определенных пределах публичных правил о субсидировании, прежде всего в части установления общих гарантий защиты участников соответствующих отношений.</p> 2023-09-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Маргарита Валерьевна Кустова https://lawjournal.spbu.ru/article/view/12769 Правовые аспекты ответственности за отрицание Холокоста в России (на примере судебного дела Романа Юшкова) 2023-10-26T18:40:59+03:00 Руслан Юрьевич Шульга ruslan.shulga@gmail.com <p>В работе анализируются такие проблемы, как отрицание Холокоста и свобода слова, в контексте судебного дела Романа Юшкова, разместившего в одной из социальных сетей ссылку на статью, где утверждалось, что количество жертв Холокоста сильно преувеличено и значительно ниже 6 млн чел. Роману Юшкову было предъявлено обвинение по ст. 282 (ч. 1) и ст. 3541 (ч. 1) Уголовного кодекса РФ (отрицание фактов, установленных Международным военным трибуналом). Суд присяжных вынес оправдательный приговор, приняв сторону защиты, говорившей о намерениях Романа Юшкова вызвать общественную дискуссию о количестве жертв Холокоста. Верховный Суд России оставил оправдательный приговор в силе. Автор статьи рассматривает историю и развитие отрицания Холокоста, исследует отечественное и зарубежное законодательство, криминализирующее отрицание Холокоста и других геноцидов, акцентирует внимание на ревизионистском направлении — отрицателях Холокоста, пытающихся пересмотреть историю, чтобы отразить ранее неизвестные факты или предоставить менее предвзятую, с их точки зрения, информацию. Ревизионизм — академический подход, признающий, что традиционные нарративы истории могут быть не совсем точны и поэтому должны пересматриваться по мере появления новой информации. Во всем мире действует законодательство, криминализирующее отрицание Холокоста или иного геноцида, пропаганду нацистской идеологии через речь, символику или общественные объединения, цель которого — попытка предотвратить любое публичное возвращение нацизма. В статье указывается, что в данной области существуют четыре типа правовых режимов с точки зрения указанного состава преступления. Большинство стран Европейского союза (а также Израиль и Российская Федерация) криминализируют отрицание геноцида. Однако, несмотря на угрозу уголовного преследования, отрицание Холокоста приобрело особое значение в сети Интернет. В статье делаются выводы о противоречивости российской правоприменительной практики, несовершенстве российской судебной системы, а также системы подготовки представителей юридических профессий.</p> 2023-09-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Руслан Юрьевич Шульга https://lawjournal.spbu.ru/article/view/11646 Освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа: тенденции применения и перспективы развития 2023-10-26T18:41:00+03:00 Нина Юрьевна Скрипченко n.skripchenko@narfu.ru Светлана Владиславовна Анощенкова anoshenkovas@list.ru <p>В статье анализируются данные уголовной статистики и материалы судебной практики, отражающие тенденции реализации освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. Установлено, что законодательное расширение в 2016 г. количества освобождающих норм отразилось не столько на уровне их применения, сколько на структуре. Наметившиеся в 2020 г. кризисные явления в экономике, спровоцированные ковидными ограничениями, не только затормозили рост объемов применения ст. 762 УК РФ, достигнутый за счет снижения уровня реализации ст. 76 УК РФ, но и определили сокращение назначения судебного штрафа в 2021 г. Экспансии ст. 762 УК РФ во многом способствовало расширительное толкование условий применения со стороны высшей судебной инстанции. Допустив отнесение к компенсационным действиям любые действия виновного при условии, что они носят законный характер и не ущемляют права третьих лиц, Пленум Верховного Суда РФ не только заложил основу для переоценки фактических обстоятельств с деятельного раскаяния или примирения с потерпевшим на возмещение ущерба, но и допустил распространение освобождающих норм на лиц, совершивших деяния, причиняющие публичным интересам вред, компенсация которого объективно невозможна. Разделяя стремление законодателя сократить репрессивность уголовного закона и заложить предпосылки для положительных изменений в социальной структуре общества, авторы статьи полагают, что следует удержать за институтом освобождения от уголовной ответственности исключительный характер посредством ограничения возможности его применения в отношении криминальных деяний, концептуально и стратегически несущих угрозу национальной безопасности. Результаты проведенного исследования дают основание усомниться в объективной потребности и целесообразности дальнейшего нормативного расширения рассматриваемого института. Оптимальный вариант для снижения доли криминально пораженной части населения — обоснованная криминализация и адекватная пенализация общественно опасных деяний.</p> 2023-09-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Нина Юрьевна Скрипченко, Светлана Владиславовна Анощенкова https://lawjournal.spbu.ru/article/view/13390 Неиспользование субъективных прав в российском уголовном процессе: причины и следствия 2023-10-26T18:41:01+03:00 Ирина Николаевна Чеботарева cheb_irina@mail.ru <p>Современная парадигма уголовного судопроизводства, в основе которой лежит идея примата защиты личности, обусловливает необходимость не только наделения участников уголовного процесса комплексом прав, позволяющих им отстаивать свои интересы, но и обеспечения должного уровня гарантий возможности их реализации. В статье исследуется социально-правовое значение реализации участниками уголовного процесса предоставленных им прав, выделяются и анализируются возможные причины и последствия неиспользования. Автор приходит к выводу, что государство и общество заинтересованы в активном использовании управомоченными субъектами своих прав. В уголовном судопроизводстве необходимость такой реализации детерминирована расширением диспозитивности и состязательного начала. В результате исследования установлено, что неиспользование субъективного права в уголовном процессе может быть обусловлено волеизъявлением управомоченного лица (имеет место отказ от субъективного права), а может не зависеть от него и являться результатом правомерного или неправомерного поведения представителей органов государственной власти, ведущих производство по уголовному делу. При осуществлении ими своих правомочий лицо может быть лишено своего права или ограничено в нем, либо может быть наложен запрет на его использование. Причиной нереализации субъективного права в уголовном процессе также становятся ненадлежащее выполнение должностными лицами своих обязанностей по обеспечению возможности реализации участниками своих прав, злоупотребление правомочиями или превышение должностных полномочий. В статье делается вывод, что указанные причины обусловливают разные социально-правовые последствия неиспользования субъективного права, как позитивные, так и негативные.</p> 2023-09-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Ирина Николаевна Чеботарева https://lawjournal.spbu.ru/article/view/10812 Прогноз и хеджирование рисков в принятии решений следователем и судьей 2023-10-26T18:41:02+03:00 Юрий Анатольевич Цветков Yutsvet@yandex.ru <p>В статье исследуется проблема определения роли и значения прогнозирования в профессиональной деятельности следователя и судьи. Обозначаются фундаментальные вопросы, связанные с границами и возможностями предвидения будущих событий и оценки потенциальных рисков. Методологически работа опирается на теорию вероятностей, теорию сигналов, проект-менеджмент и риск-менеджмент. Эмпирической базой исследования являются уголовные дела, возбужденные в отношении судей в связи с вынесением заведомо неправосудных судебных актов, повлекших тяжкие последствия, а также в отношении следователей и других должностных лиц правоохранительных органов в связи с халатностью. Использованы данные судебной и уголовной статистики. Автор анализирует эмпирический материал и решает проблему прогнозирования, применяя два подхода к классификации рисков в судебной и следственной деятельности. Первый подход, часто встречаемый в научных источниках, основан на определении возможностей прогнозирования и идентификации рисков исходя из объема имеющейся информации. Второй подход обусловлен предлагаемой автором классификацией, в рамках которой следственные и судебные риски подразделяются по характеру и содержанию последствий их реализации на правовые (формальные и материальные) и социальные. Предложена разработанная автором качественно-количественная методика оценки судебно-следственных рисков. В научный юридический оборот вводится понятие хеджирования как системы способов предотвращения или минимизации негативных последствий наступления рисков. Делается вывод о том, что судьи и следователи должны овладеть научными методами прогнозирования и управления рисками; также необходимо установить четкие критерии наступления ответственности за тяжкие последствия в результате грубых судебных ошибок в прогнозировании.</p> 2023-09-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Юрий Анатольевич Цветков https://lawjournal.spbu.ru/article/view/12091 Правоприменительная практика как объект конституционной судебной оценки в Российской Федерации: история вопроса, опыт, проблемы 2023-10-26T18:41:03+03:00 Алексей Александрович Петров petrov-a-irk@mail.ru <p>Обращение к правоприменительной практике было и остается важной составной частью деятельности Конституционного Суда РФ (КС, КС РФ). На первом этапе истории российского судебного конституционного контроля — в период действия Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России 1978 г. и Закона РСФСР от 12.07.1991 № 1599-I «О Конституционном Суде РСФСР» — рассмотрение дел о проверке конституционности правоприменительной практики составляло самостоятельное полномочие КС. В этих условиях правоприменительная практика являлась непосредственным объектом судебного конституционного контроля. С принятием Конституции РФ 1993 г. и Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» проверка конституционности правоприменительной практики была исключена из компетенции КС РФ. В настоящее время КС РФ, осуществляя проверку конституционности правовых актов, активно использует правоприменительную практику как одно из средств установления смысла оспариваемых актов. В статье на конкретных примерах показано, что КС РФ сталкивается с проблемами определения понятия правоприменительной практики, которое может получать разное содержательное наполнение в разных ситуациях. Неясным является также вопрос о критериях, по которым правоприменительная практика должна признаваться сложившейся. Тем не менее в целом значение правоприменительной практики для деятельности КС РФ возрастает, что подтверждается, в том числе изменениями, которые были внесены в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» в 2020 г. Обосновывается вывод о том, что обращение к правоприменительной практике способствует принятию Конституционным Судом более мотивированных и сбалансированных решений.</p> 2023-09-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Алексей Александрович Петров https://lawjournal.spbu.ru/article/view/12670 Cases relating to the law of the sea: Issues of jurisdiction of the International Court of Justice 2023-10-26T18:41:03+03:00 Alexander Vylegzhanin danilalvy@mail.ru Olga I. Zinchenko zinchenko3912@yandex.ru <p>The law of the sea (LOS) cases regularly appear on the International Court of Justice’s (ICJ) docket, allowing it to rule on important substantive aspects of this branch of international law. The article focuses on the way these cases have “carved” the Court’s approaches to jurisdictional issues throughout its history. Combining theoretic and practical considerations, the study explores and assesses each jurisdictional basis set forth in Art. 36 of the Statute of the ICJ through the lens of law of the sea disputes considered by the Court: special agreements, jurisdictional clauses of treaties and “Optional clause” declarations. The study also analyses the modern trends in the settlement of the law of the sea disputes in the ICJ, their root causes, the practical “strengths and weaknesses” of various jurisdictional tools for seizin the ICJ, as well as the consequences of some of its key judgments for the future of dispute resolution in the law of the sea. The article also challenges — from a purely legal standpoint — the relevant terms (jurisdiction, competence, reservations and conditions) used in academic sources, political discourse and even in official documents on the jurisdiction of the Court. Due to a variety of fora that may be chosen by States to refer the LOS disputes, the study offers a helpful recapitulation of how the Court’s general approaches to jurisdiction were applied in the specific context of the LOS cases, which may serve as a basis for further comparative studies of jurisdictional approaches of other bodies competent to deal with the LOS disputes, inter alia providing valuable information for decision-makers on the prospects of lodging a potential application.</p> 2023-09-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Alexander Vylegzhanin, Olga I. Zinchenko https://lawjournal.spbu.ru/article/view/12991 International legal framework on maritime piracy 2023-10-26T18:41:04+03:00 Evgenia A. Postoeva postoeva.j@yandex.ru Viktor A. Shestak viktor_shestak@mail.ru <p>The article examines the phenomenon of piracy crimes based on the study of the international legal framework. The goal set by the authors is to identify possible ways and mechanisms by which States will be able to carry out effective international cooperation to bring pirates to justice and reduce the number of pirate attacks. The authors note that the beginning of the development of the efforts of the international community in the field of combating piracy falls in the middle of the 19th century. Further attempts to create a treaty at the beginning of the 20th century did not lead to success, but laid the foundation for the adoption of the 1958 Convention on the High Seas and the 1982 UN Convention on the Law of the Sea, which contain the universally recognized concept of piracy. The authors analyze the main elements of the crime of piracy (an illegal act of violence or detention, or any act of depredation; private ends; the “rule of two ships”; outside the jurisdiction of any State) and consider controversial issues of interpretation of these elements. Attention is drawn to the fact that existing sources aimed at countering piracy crimes include the obligation of States to cooperate. Since they do not contain specific forms of international cooperation, but are only limited to a general obligation to provide assistance to the maximum extent possible, the authors consider it appropriate to interpret the obligation of cooperation broadly to include such forms as extradition and mutual legal assistance in the prosecution of piracy crimes. The authors investigate the activities of international and regional organizations in the field of combating piracy and their proposed methods and mechanisms aimed at reducing crime on the high seas. The initiatives proposed by the Russian Federation to combat piracy are being considered.</p> 2023-09-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Evgenia A. Postoeva, Viktor A. Shestak https://lawjournal.spbu.ru/article/view/13053 Status of the victim in the adversary proceeding: Experience from Russia and recommendation for the Vietnam’s criminal procedures 2023-10-26T18:41:05+03:00 Kim Chi Tran tkchi@hcmulaw.edu.vn Tuan Vu Tran ttbthuy68b39@gmail.com <p>Nowadays, most researchers believe that Russian Federation’s Criminal Procedure follows a mixed model instead of the traditional inquisitorial procedure model. Using the Russian Federation as an example, this article raises questions, including: How will the acquisition of adversarial elements affect the victim? Is the victim an independent party to participate in the adversary proceeding? Do the adversarial activities of the victim and the other subjects exist at the pre-trial stages? In Vietnam, with the limitation of the victim to participate actively in the adversary proceeding, it will be difficult for the victim to protect his or her legitimate rights and interests in criminal proceedings. He/she participates in the proceedings passively with the same role as witnesses. This article explores the role and position of the victim in the adversary proceeding of Russia. Analyzing the rights and obligations of the victim in the adversary proceeding, this article found that the victim in the Criminal Procedure Code of the Russian Federation is eligible to participate in the adversary proceeding as an independent party. Based on the results of research on the limitations of the victim’s role in Vietnamese criminal proceedings, the article discusses the significance of this study and proposes approaches to improve the victim’s participation in the adversary proceeding in Vietnam’s criminal justice system.</p> 2023-09-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Kim Chi Tran, Tuan Vu Tran https://lawjournal.spbu.ru/article/view/14373 Специальные правила против налогового избежания: опыт Тайваня 2023-10-26T18:41:05+03:00 Роман Алексеевич Шепенко r.shepenko@inno.mgimo.ru <p>Реализация государствами и территориями своих налоговых прав в отношении объектов обложения определяется концепциями налогообложения. В отношении прямых налогов подлежат применению прежде всего территориальная и глобальная концепции налогообложения. По территориальной концепции налоги взимаются с объекта обложения, возникшего или полученного в государстве (территории). Ей подчинены резиденты и нерезиденты. По глобальной концепции налоги взимаются с объекта обложения независимо от места его возникновения. Ей подчинены резиденты. В идеале государства и территории должны ограничивать свои налоговые права доходами от национальных источников. Соответственно, не будет нарушен принцип однократности обложения и отсутствует потребность в том числе в специальных правилах. Изначально государства и территории следовали территориальной концепции, но со временем подходы изменились. Как следствие, в центре внимания оказалась проблема налогового избежания, решению которой посвящены специальные правила против налогового избежания. Их применение в одностороннем порядке не дает искомого результата, поэтому заключаются международные договоры или в них вносятся изменения. Специальные правила против налогового избежания находятся в повестке дня властей различных государств, в том числе непризнанных. Применительно к непризнанным государствам и территориям с особым статусом существует определенная специфика в регламентации. Некоторые из таких субъектов являются даже членами международных организаций, но не обладают разветвленной сетью международных договоров, содержащих налоговые положения. В настоящей статье предпринята попытка систематизации специальных правил против налогового избежания на Тайване.</p> 2023-09-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Роман Алексеевич Шепенко https://lawjournal.spbu.ru/article/view/13193 Правовые основы, пределы и стандарты применения права быть забытым: опыт Европейского союза 2023-10-26T18:41:06+03:00 Тигран Давидович Оганесян t.oganesian@mail.ru <p>Право быть забытым представляет собой право отдельных лиц исключать, ограничивать или удалять ссылки и личную информацию в интернете. Автор статьи рассматривает правовые основы реализации права быть забытым, положения ранее действовавшей Директивы Европейского союза (ЕС) 95/46/ЕС, нового регламента ЕС по защите данных, а также прецедентную практику Суда ЕС. Несмотря на то что Директива прямо не предусматривала права на забвение, ее положения позволили Суду ЕС посредством эволютивного толкования вывести это право. Анализируются доктринальные позиции, согласно которым реализация права быть забытым может привести к цензуре интернета. Отмечается, что при неправильном сбалансировании конкурирующих прав право быть забытым может привести к необоснованной цензуре в интернете. Особое внимание уделяется правовым позициям Суда ЕС, который в 2014 г. в постановлении по делу Google Spain впервые на международном уровне закрепил право быть забытым. Приведены аргументы, раскрывающие значимость названного постановления для последующей реализации данного права. Относительно экстерриториального применения отмечается, что Суд ЕС стремится к глобальному применению права быть забытым, позволяя государствам-членам принимать более экстерриториальные защитные механизмы. Исследуются принципы и стандарты применения права быть забытым со ссылкой на актуальную статистику Google о поступивших запросах. Предлагается ряд минимальных процедурных гарантий при реализации права быть забытым, которые позволят повысить эффективность и сбалансированность данного процесса. Отмечается, что, пока не сформируется последовательная практика, право быть забытым продолжит оставаться «непредсказуемым». В заключение автор указывает, что лишь время покажет, сможет ли право быть забытым стать наиболее эффективным способом установления баланса между государственными структурами, интернет-провайдерами и пользователями интернета.</p> 2023-09-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Тигран Давидович Оганесян https://lawjournal.spbu.ru/article/view/13181 Концептуальные основы совершенствования модельного законодательства Содружества Независимых Государств о защите прав потребителей 2023-10-26T18:41:07+03:00 Ольга Александровна Макарова o.makarova@spbu.ru Юлия Ивановна Ковалевская yuliakov@yandex.ru <p>В статье обосновывается необходимость совершенствования модельного законодательства о защите прав потребителей государств — участников СНГ, назревшая в связи с существенными преобразованиями в общественной жизни, развитием электронной торговли, выработкой новых стандартов при реализации потребителям товаров, работ, услуг. Обращается внимание на различия в процессах сближения (гармонизации) национальных законодательств государств — членов ЕС и сближения законодательств государств — участников СНГ, отмечается специфика международного сотрудничества в рамках СНГ. Прежде чем перейти к изложению одного из возможных вариантов совершенствования модельного закона СНГ о защите прав потребителей, авторы анализируют состояние современного правового регулирования в Европейском союзе, отдельных государствах Западной Европы, государствах — участниках СНГ. В результате делается вывод о возможности учета достижений зарубежного правотворчества в выработке нормативных решений по следующим направлениям защиты прав потребителей: расширение сферы действия потребительского законодательства, формулирование дополнительных гарантий защиты прав потребителей в области электронной коммерции, разработка системы трансграничного разрешения потребительских споров и др. Предложенная структура акта потребительского законодательства исходит из нацеленности Российской Федерации на кодификацию потребительского законодательства, а также из современных потребностей в едином комплексном нормативном правовом акте, объединяющем как общие вопросы регламентации потребительских отношений, так и специальные положения, касающиеся защиты прав потребителей в отдельных сферах общественных отношений (электронная коммерция, продажа продовольственных, фармацевтических товаров, сфера оказания услуг ЖКХ, туристских услуг) или же относящиеся к социально уязвимым группам населения (несовершеннолетние, пожилые люди, инвалиды).</p> 2023-09-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Ольга Александровна Макарова, Юлия Ивановна Ковалевская https://lawjournal.spbu.ru/article/view/15603 Поиск оптимальной модели контрольно-надзорной деятельности: опыт России и Китая 2023-10-26T18:41:08+03:00 Альберт Алексеевич Трофимов a.a.trofimov@spbu.ru Екатерина Александровна Дмитрикова e.dmitrikova@spbu.ru Анастасия Андреевна Карицкая anastasiakaritskaya@mail.ru <p>Одним из аспектов обеспечения публичного интереса является определение порядка организации и осуществления деятельности государства, цель которой заключается в минимизации риска причинения охраняемым законом ценностям вреда, вызванного нарушениями обязательных требований. Достижение обозначенной цели во многом зависит от модели контрольно-надзорной деятельности, которая будет создана и реализована государством. Оптимальная модель контрольно-надзорной деятельности видится как сбалансированная и основанная на конституционных принципах. Авторы статьи рассматривают опыт России и Китая в создании современной модели контрольно-надзорной деятельности и предлагают рассмотреть подходы к их поиску, которые позволили бы не только достичь цели контроля (надзора), но и обеспечить при этом соблюдение баланса интересов государства, общества, отдельных частных лиц. Анализируя с учетом экономических и политических процессов законодательства двух государств, авторы приходят к выводу о том, что такой поиск не завершен в обоих государствах. При этом прослеживается единый подход: в России и Китае в контексте административной реформы законодатель стремится к формированию модели, которая обеспечила бы баланс интересов. В связи с этим авторы обращаются к конституционным принципам осуществления контроля и надзора государством как деятельности, касающейся вмешательства в свободу частного лица. Обнаружено различие в подходах к вопросу реформирования контрольно-надзорной деятельности с точки зрения как динамики изменений, так и системности подходов. Применительно к российскому опыту развитие российского законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности позволило выявить характеристики изменений и соотношение контрольно-надзорной деятельности в системе с другими видами административной деятельности. Обнаруживается продолжающийся поиск китайским руководством системы правового регулирования контроля и надзора в условиях некодицифированности законодательства, многочисленности подзаконного регулирования, также встречающейся несогласованности и неопределенности правовых норм.</p> 2023-09-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Альберт Алексеевич Трофимов, Екатерина Александровна Дмитрикова, Анастасия Андреевна Карицкая https://lawjournal.spbu.ru/article/view/15289 Налогообложение цифровых услуг в странах БРИКС: сравнительно-правовой анализ 2023-10-26T18:41:09+03:00 Карина Александровна Пономарева kponomareva@nifi.ru <p>Развитие цифровой экономики обусловливает необходимость разработки новых подходов к налогообложению как на международном, так и на национальном уровне. В отсутствие консенсуса в отношении налоговых проектов международных организаций многие страны начали вводить цифровые налоги в одностороннем порядке. Национальные цифровые налоги можно разделить на три группы: на доход, на добавленную стоимость (НДС) для электронных услуг и гибридные. Эти национальные цифровые налоги рассмотрены на примерах отдельных стран БРИКС. На основании сравнительно-правового анализа законодательства государств БРИКС, в которых введены цифровые налоги, разработаны возможные сценарии развития налогового регулирования в России. В статье рассмотрен опыт Бразилии как государства, в котором активно ведутся дискуссии о необходимости введения цифрового налога и разработан ряд налоговых законопроектов в этой сфере, Индии как страны, применяющей интересные и достаточно нетрадиционные способы налогообложения цифровых компаний, а также Китая и ЮАР как стран, применяющих модель НДС для электронных услуг. Сделан вывод от том, что введение цифрового налога в России не является целесообразным. Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы (диалектико-материалистический, системный, индукция, дедукция, анализ, синтез), так и междисциплинарные, а также собственно юридические, в первую очередь формально-юридический и сравнительно-правовой подходы. В основе изучения лежит сравнительно-правовой метод, позволяющий сопоставить сходные правовые проблемы, существующие в законодательстве и международных договорах, а также выявить оптимальные пути их разрешения.</p> <p>&nbsp;</p> 2023-09-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Карина Александровна Пономарева https://lawjournal.spbu.ru/article/view/15601 Современное китайское государство: академический взгляд сквозь призму политики и права 2023-10-26T18:41:10+03:00 Наталия Ивановна Малышева n.malysheva@spbu.ru Игорь Юрьевич Козлихин igkoz52@mail.ru Николай Геннадьевич Стойко n.stoiko@spbu.ru <p>В статье анализируются основные положения монографии «Современное китайское государство. Т. 1: Основные институты государственной власти и управления», изданной в 2022 г. Российской академией наук, в контексте проблематизации научных исследований китайского права. Авторы статьи дают краткую характеристику основных вопросов, раскрытых в монографии: административно-территориальное деление Китайской Народной Республики (КНР), контроль численности и регистрация населения, собрания народных представителей, избирательная система, Государственный совет, Председатель КНР, механизм принятия социально-экономических программ КНР, система управления государственной собственностью, органы управления образованием, культурой, делами религии, органы государственной власти национальных автономий, администрация и местное самоуправление в китайской деревне, государственная система охраны окружающей среды, управления физической культурой и спортом, дипломатическая служба, экзаменационная система, государственная служба, Народный политический консультативный совет Китая, высшее военное управление, судебная система КНР, органы прокуратуры, контрольные (надзорные) комитеты. Одновременно акцентируются те положения монографии, которые способствуют поиску решения проблемных вопросов, актуальных для юристов, изучающих право КНР. Речь идет, в частности, о правотворчестве государственных органов КНР с уяснением роли Коммунистической партии Китая (КПК) в данной деятельности, о правовом статусе Председателя КНР, о природе актов КПК, а также совместных актов центральных партийных органов и Государственного совета КНР, о роли актов судебных органов в свете системы источников китайского права. Выделен ряд сфер правового регулирования, где опыт КНР может быть использован в правотворчестве и правоприменении в Российской Федерации. Сделан вывод о том, что монография систематизирует и приращивает знания о государственно-правовой действительности КНР, позволяет достичь лучшего понимания права Китая.</p> 2023-09-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Наталия Ивановна Малышева, Игорь Юрьевич Козлихин, Николай Геннадьевич Стойко